Цель и задачи комической программы «Аполлон»

Комической программой «Аполлон» в США начали заниматься с октября 1960 г., когда Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) заключило несколько договоров с фирмами на проведение научно-исследовательских работ по разработке трехместного космического корабля «Аполлон» и ракеты-носителя «Сатурн».

Цель космической программы «Аполлон» была предельно ясной, хотя и очень амбициозной: доставки американских астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю.

Лунная ракета-носитель «Сатурн-5» с космическим кораблем «Аполлон»

Лунная ракета-носитель «Сатурн-5» с космическим кораблем «Аполлон». Ничего не скажешь, здоровенная штуковина!

Интенсивные работы по этой программе начались в 1961 г., когда президент США Джон Кеннеди призвал американских ученых и конструкторов сделать все возможное, чтобы «до конца текущего десятилетия» осуществить высадку астронавтов на Луну.

По планам НАСА первоначальное техническое задание предусматривало разработку трех типов космического корабля «Аполлон»: «Аполлон-А» для вывода на орбиту спутника Земли, «Аполлон-В» для выхода на орбиту спутника Луны и «Аполлон-С» для доставки астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю.

Впоследствии от создания указанных космических кораблей НАСА отказалось, и в дальнейшем эту программу стали называть просто «Аполлон».

Устройство космического корабля «Аполлон»

Космический корабль «Аполлон» состоит из двух модулей: основного блока и лунной кабины. В основной блок входит двигательный отсек и отсек экипажа, а лунная кабина состоит из посадочной и взлетной ступени.

Собственный вес корабля составляет около 43 тонн, а длина примерно 17,5 метра.

Вывод космических кораблей «Аполлон» на траекторию полета к Луне осуществлялся ракетой-носителем «Сатурн-5». Длина ракеты вместе с кораблем около 110 метров, стартовый вес более 2750 тонн, диаметр корпуса 10,06 метра.



Лунная кабина «Орел» состоит из посадочной и взлетной ступеней. Двигатель посадочной ступени развивает тягу 64 477 килограммов, а двигатель взлетной ступени — 1590 килограммов. Общий вес лунной кабины составляет 14 700 килограммов, а высота его около 7 метров.

Полеты космических кораблей по программе «Аполлон»

Для полетов на космических кораблях «Аполлон» с 1959 по 1967 г. в США было выделено шесть групп астронавтов. После тщательного отбора в 1967 г. для полетов на первых трех пилотируемых кораблях «Аполлон» были утверждены 9 человек, которые прошли специальную программу подготовки.

Во второй половине 1968 г. были закончены все работы по подготовке к запуску пилотируемого космического корабля «Аполлон». Вначале на геоцентрическую орбиту были выведены беспилотные космические корабли «Аполлон» с целью проверки входа спускаемого аппарата в атмосферу со скоростью 11 километров в секунду, работы всех элементов конструкции ракеты и летательного аппарата.

Космический корабль «Аполлон» с лунной кабиной

Космический корабль «Аполлон» с лунной кабиной

Космический корабль «Аполлон-7»: проба сил

11 октября 1968 г. в 19 часов ракетой «Сатурн-1В» был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль «Аполлон-7». В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра — командир корабля, Дон Эйзел и Уолтер Каннингем.

Для У. Ширра это был третий по счету полет в космос (первый — на корабле «Сигма-7», второй — на корабле «Джемини-6»). Цель этого полета — всесторонняя проверка корабля «Аполлон-7» в длительном полете и проведение некоторых экспериментов, необходимых для будущего полета корабля на Луну с последующим возвращением на Землю.

Корабль нормально вышел на расчетную орбиту с апогеем 280 километров и перигеем 226 километров. В конце второго витка вокруг Земли от него была отделена вторая ступень ракеты-носителя. Затем корабль, выполнив соответствующий маневр и сблизившись с отделившейся второй ступенью ракеты, перешел на новую, более высокую орбиту, равную 450 километрам.

На пятые сутки полета У. Ширра, пользуясь переносной передающей камерой, провел для телезрителей на Земле экскурсию по отсекам корабля и продемонстрировал им состояние невесомости экипажа. Среди проведенных экипажем корабля «Аполлон-7» экспериментов — определение видимости звезд в дневное время с целью использования звездной навигации в будущих полетах к Луне.

Несмотря на ряд неполадок в системах корабля «Аполлон-7», его полет прошел успешно и экипаж выполнил задание.

После 11-дневного пребывания в космосе корабль 22 октября 1968 г. благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.

Космический корабль «Аполлон-8»: облет Луны

21 декабря 1968 г. в 15 часов 51 минуту был осуществлен запуск на околоземную орбиту пилотируемого космического корабля «Аполлон-8» с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом для полета по маршруту Земля — Луна — Земля.

В конце второго витка в 18 часов 42 минуты экипаж после проверки работоспособности бортовых систем включил по указанию руководителя полета на Земле двигатель третьей ступени ракеты, с которой корабль обращался по околоземной орбите, и вывел корабль на траекторию Земля — Луна.

24 декабря в 13 часов после двухкратной коррекции траектории на пути к Луне экипаж с помощью маршевого двигателя снизил скорость корабля и перевел его на эллиптическую траекторию вокруг Луны с максимальным (в апоселении) удалением от нее 312 километров и минимальным (в периселении) — 112 километров.

В 17 часов 22 минуты того же дня корабль перешел на круговую орбиту вокруг Луны с удалением от нее в среднем на 113 километров. 25 декабря корабль после 10 витков вокруг Луны в 9 часов 10 минут был переведен маршевым двигателем на траекторию Луна — Земля.

27 декабря корабль произвел спуск на Землю с использованием аэродинамического качества и в 18 часов 51 минуту приводнился в заданном районе Тихого океана. Весь полет прошел успешно и дал обширный экспериментальный материал для изучения поверхности Луны и пространства между Землей и Луной. Была вписана еще одна страница в историю освоения космоса.

Экипаж американского космического корабля «Аполлон-8»

Экипаж космического корабля «Аполлон-8»

Космический корабль «Аполлон-9»: все системы в норме!

3 марта 1969 г. с мыса Кеннеди на околоземную орбиту был запущен космический корабль «Аполлон-9». На борту корабля находились астронавты США Джеймс Макдивитт, Дэвид Скотт и Рассел Швейкарт. Задолго до старта они в лабораторных условиях прошли тренировки с имитацией предстоящего космического полета.

Ученым США предстояло впервые вывести на орбиту Земли основной корабль и лунную кабину, на которой американские астронавты в последующих полетах должны были опуститься на поверхность Луны. На экипаж «Аполлон-9» возлагались ответственные и сложные задачи в этом полете. Астронавты в течение трех суток должны были проверить работу систем основного блока, а на четвертые сутки Швейкарту в специальном скафандре предстояло выйти в открытый космос.

Старт ракеты «Сатурн-5» и выход корабля на орбиту Земли прошли нормально. На вторые сутки полета два раза включался маршевый двигатель и корабль перешел на более высокую орбиту. На следующий день сначала Швейкарт, а потом Макдивитт по внутреннему лазу перешли из отсека экипажа в лунную кабину. Они проверили все системы, после чего включили двигатель посадочной ступени, который проработал 6 минут.

Потом астронавты возвратились обратно в отсек экипажа. Вначале четвертых суток полета Макдивитт и Швейкарт вторично перешли в лунную кабину и продолжили проверку всех систем. Через несколько минут Швейкарт вышел из люка кабины на платформу и, держась за поручень, оставался в открытом космосе более 30 минут, пока корабль не зашел в тень Земли.

Восемь часов два астронавта находились в лунной кабине, где они проверяли работу всей апаратуры и приборов. Затем астронавт Скотт открыл люк и Макдивитт и Швейкарт вернулись в отсек экипажа.

7 марта в 15 часов 39 минут экипаж корабля «Аполлон-9» выполнил самый сложный эксперимент. Астронавты провели расстыковку основного блока, в котором остался Скотт, и лунной кабины, где находились Швейкарт и Макдивитт. С этого времени начался раздельный полет основного блока и лунной кабины, который продолжался около шести часов.

После проведения ряда маневров с помощью двигателей астронавты Швейкарт и Макдивитт в 21 час 30 минут осуществили стыковку лунной кабины с основным блоком. В раздельном полете блок и лунная кабина находились друг от друга на расстоянии 175 километров. После этого основного и важного эксперимента, который практически должен был осуществиться в процессе полета кораблей «Аполлон» на Луну и обратно на Землю, астронавты в течение последних суток выполняли разного рода испытания систем корабля. 13 марта 1969 г. основной блок перед спуском с орбиты отделился от лунной кабины.

Заметим, что «Аполлон-9» был выведен на орбиту вокруг Земли 3 марта весом 41 тонна 345 килограммов. Перед посадкой его вес составил всего 12 тонн. 29 тонн весила вместе с топливом и маршевым двигателем лунная кабина, которая осталась в космосе и будет совершать полет более 19 лет.

В 20 часов 13 марта 1969 г. отсек экипажа космического корабля «Аполлон-9» с астронавтами на борту приводнился в районе Багамских островов. Полет корабля продолжался 241 час 01 минуту. Основная цель полета — всесторонняя проверка всей аппаратуры, которая необходима для посадки на Луну, благодаря мужеству и отваге трех американских астронавтов была выполнена.

Космический корабль «Аполлон-10»: последняя репетиция высадки на Луну

18 мая 1969 г. в 19 часов 49 минут стартовал еще один корабль. На этот раз «Аполлон-10» с экипажем в составе астронавтов Томаса Стаффорда, Джона Янга и Юджина Сернана. На околоземную орбиту ракета «Сатурн-5» вывела космический корабль «Аполлон-10» вместе с последней ступенью ракеты-носителя весом 133,8 тонны.

По программе корабль после двух оборотов вокруг Земли должен был перейти на траекторию полета к Луне. Далее выйти на окололунную орбиту и совершать полет в течение 61 часа. Находясь на селеноцентрической орбите, астронавты Стаффорд, Янг и Сернан должны были выполнить все то, что сделал экипаж корабля «Аполлон» на орбите вокруг Земли.

В 22 часа 23 минуты «Аполлон-10» стартовал к Луне. В ходе этого полета были перестроены отсеки корабля. Затем корабль с астронавтами отделился от последней ступени ракеты-носителя и начал самостоятельный полет. Во время этого полета состоялся первый телевизионный сеанс, во время которого был показан вид Земли с расстояния 40 000 километров.

21 мая 1969 г. с помощью телевизионных передач с борта корабля была показана еще раз наша планета, но уже с высоты 300 000 километров. Вскоре корабль «Аполлон-10» вошел в зону лунного притяжения, а поздно ночью 21 мая вышел на селеноцентрическую орбиту.

После включения маршевого двигателя корабль перешел на более низкую орбиту с максимальным удалением от Луны 113 километров и минимальным 111 километров. Согласно программе полета астронавты Сернан и Стаффорд открыли внутренний лаз и перешли из отсека экипажа в лунную кабину. Это произошло 22 мая 1969 г. в 18 часов . Начались подготовительные работы к отделению лунной кабины от основного блока для осуществления самостоятельного полета по окололунной орбите.

В 22 часа 10 минут  была проведена расстыковка лунной кабины с основным блоком корабля, на борту которого остался астронавт Джон Янг. Астронавты Стаффорд и Сернан, находившиеся на борту лунной кабины, включили двигатели, и кабина перешла на эллиптическую орбиту с минимальным расстоянием от поверхности Луны 15 километров. Около 8 часов продолжался полет на этой высоте. Астронавты проводили неоднократные маневры по сближению и стыковке с основным блоком.

23 мая 1969 г. в 2 часа 37 минут Стаффорд и Сернан отделили взлетную ступень лунной кабины от посадочной ступени. Здесь произошло непредвиденное — взлетная ступень начала с большой скоростью вращаться вокруг продольной оси. Астронавт Стаффорд с помощью ручного управления стабилизировал ступень.

В 6 часов 11 минут была успешно проведена стыковка взлетной ступени с основным блоком и астронавты Стаффорд и Сернан возвратились по внутреннему лазу к Янгу. После этого взлетная ступень была отделена от блока, и астронавты, находясь в отсеке экипажа, в течение одних суток летали по окололунной орбите, совершив 31 виток.

24 мая 1969 г. в 13 часов 25 минут «Аполлон-10» стартовал с окололунной орбиты к Земле. Обратный путь занял 54 часа 30 минут, что на 20 часов меньше, чем при полете к Луне.

26 мая 1969 г. после выполнения сложной и ответственной программы полета к Луне и обратно к Земле в 19 часов 52 минуты астронавты США Стаффорд, Сернан и Янг благополучно приводнились в Тихом океане в районе островов Самоа. Общая продолжительность полета корабля «Аполлон-10» составила 192 часа 3 минуты 23 секунды.

Американские ученые после этого полета пришли к выводу, что нет никаких препятствий к осуществлению посадки астронавтов на лунную поверхность.

Экипаж космического корабля «Аполлон-11»: Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин, Нил Армстронг

Экипаж космического корабля «Аполлон-11»: Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин, Нил Армстронг

Космический корабль «Аполлон-11»: посадка на Луну

16 июля 1969 г. в 16 часов 32 минуты ракета-носитель «Сатурн-5» оторвала от стартового устройства № 39 мыса Кеннеди космический корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту: Нилом Армстронгом (командир корабля), Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином. Общий вес ракеты-носителя с космическим кораблем составил 2943 тонны, высота 109 метров, максимальный диаметр 10 метров.

Программой полета «Аполлон-11» была запланирована высадка двух астронавтов — Н. Армстронга и Э. Олдрина на Луну, полет по селеноцентрической орбите астронавта М. Коллинза и возвращение всего экипажа на Землю.

После старта «Аполлон-11» был выведен на орбиту Земли с высотой около 190 километров. Сделав 1,5 витка вокруг Земли, двигатели третьей ступени ракеты-носителя вывели его на трассу полета к Луне. Когда была достигнута вторая космическая скорость, произошло перестроение отсеков корабля «Аполлон-11».

В 19 часов 1969 г. 17 июля «Аполлон-11» находился примерно в 200 000 километров от Земли. Через 17 минут был включен маршевый двигатель, который проработал всего 3 минуты. Этим самым астронавты осуществили вторую коррекцию, которая была предусмотрена планом полета. 19 июля в 20 часов 22 минуты астронавты включили маршевый двигатель, и корабль, сбавляя скорость, перешел на селеноцентрическую орбиту с максимальной высотой полета над поверхностью Луны 314 километров, минимальной высотой—112 километров.

Астронавты Армстронг и Олдрин начали готовиться к переходу из основного блока в лунную кабину. Все бортовые системы работали нормально. Находясь на окололунной орбите, Армстронг и Олдрин два раза осуществили переход из основного блока в лунную кабину.

20 июля Армстронг и Олдрин отделили лунную кабину от основного блока, для того чтобы начать самостоятельный полет к месту посадки на Луне в район Моря Спокойствия. Астронавт Коллинз остался в основном блоке, который совершал полет вокруг Луны на высоте около 111 километров.

Через 56 минут Нил Армстронг и Эдвин Олдрин включили тормозной двигатель и лунная кабина с астронавтами начала снижаться. Сначала высота над поверхностью Луны была 15 километров, потом 10, … 8, … 5. До посадки остаются считанные секунды. Наконец, лунная кабина зависает над Морем Спокойствия. Высота 20.0 метров.

Автоматическое управление выключается, и Армстронг берет управление посадкой на себя. Под кабиной на поверхности Луны оказалась не очень ровная площадка. Производить здесь посадку опасно. Армстронг с помощью ручного управления начинает горизонтальный маневр над лунной поверхностью в поисках подходящей площадки для прилунения. И наконец, посадка лунной кабины «Аполлона-11» с астронавтами Н. Армстронгом и Э. Олдрином осуществилась. Это произошло в 23 часа 17 минут 32 секунды 20 июля 1969 г.

В иллюминаторы лунной кабины на ровной поверхности Луны астронавты увидели большое количество камней различной формы и множество кратеров. В 5 часов 40 минут 21 июля 1969 г. Армстронг открыл люк кабины и начал медленно спускаться по ступенькам лестницы на поверхность Луны. В это время Олдрин из лунной кабины с помощью кинокамеры снимал выход Армстронга.

В 6 часов 14 минут начал спускаться на поверхность Луны астронавт Олдрин. Оба астронавта быстро освоились, с передвижением по Луне. Их ноги оставляли на Луне след глубиной не более 2,5 сантиметра. Они передвигались по Луне свободно, легко, без особых усилий. Астронавты установили на Луне государственный флаг США и сняли чехол с таблички, смонтированной на посадочной ступени. На табличке было написано:

«Здесь человек с планеты Земля впервые ступил на Луну. Июль 1969 г. Мы явились с миром от имени всего человечества».

Армстронг и Олдрин расставили на Луне все приборы, доставленные на эту планету, собрали около 22 килограммов образцов лунного грунта и вернулись в лунную кабину. Это произошло в 8 часов 10 минут. Таким образом, общая продолжительность пребывания астронавта Н. Армстронга вне корабля на лунной поверхности составила 2 часа 31 минуту 40 секунд, а астронавта Э. Олдрина — 1 час 44 минуты. После непродолжительного отдыха в лунной кабине астронавты начали вести подготовку к старту с поверхности Луны.

В 20 часов 54 минуты 21 июля был включен двигатель взлетной ступени лунной кабины, и астронавты в лунной кабине, оторвавшись от поверхности, начали свой полет по селеноцентрической орбите. После ряда маневров с помощью двигателей системы ориентации лунная кабина с двумя астронавтами перешла на орбиту, по которой вращался основной блок корабля «Аполлон-11» с астронавтом М. Коллинзом. Расстояние между ними в это время составляло примерно 500 километров. После ряда маневров лунная кабина подошла к основному блоку, и Коллинз в 0 часов 35 минут 22 июля произвел успешную стыковку.

В 2 часа 42 минуты Армстронг и Олдрин перешли из лунной кабины в отсек экипажа корабля. В 3 часа 02 минуты, отделив от отсека экипажа ставшую ненужной взлетную ступень лунной кабины, «Аполлон-11» взял курс к Земле. В 20 часов 40 минут 22 июля, находясь от Земли на расстоянии 325 000 километров, «Аполлон-11» вошел в зону притяжения нашей планеты.

Полет мужественных астронавтов США по трассе Луна — Земля прошел нормально. За это время Армстронг, Коллинз и Олдрин проводили телевизионные сеансы, во время которых астронавты показывали вид Земли и Луны из космоса. В течение 10 часов 23 июля во время полета к Земле астронавты отдыхали. Вся Америка с напряжением следила за полетом своих героев.

Наступили последние, восьмые сутки полета. Это было 24 июля 1969 г. Космический корабль «Аполлон-11», находясь на высоте 120 километров над Австралией, вошел в плотные слои атмосферы и связь с ним прервалась. Томительные минуты ожидания. Наконец, стили хорошо слышать голос одного из астронавтов. «Аполлон-11» стремительно приближается к месту приводнения. Раскрываются парашюты, и отсек экипажа плавно спускается в воды Тихого океана, где его ждет авианосец «Хорнет».

Космический корабль «Аполлон-11» с тремя отважными астронавтами на борту в 19 часов 50 минут 24 июля приводняется в 1600 километрах к юго-западу от Гавайских островов.

После завершения выдающегося космического полета корабля «Аполлон-11» летчики-космонавты СССР сердечно поздравили президента США Р. Никсона, американский народ и астронавтов Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза с высадкой их на поверхность Луны и благополучным возвращением на Землю.

В этом историческом полете американские астронавты впервые установили мировые рекорды, связанные с полетом пилотируемых космических кораблей на Луну. Это — продолжительность пребывания на Луне вне корабля — 2 часа 31 минута 40 секунд (Н. Армстронг), продолжительность полета по орбите вокруг Луны — 59 часов 27 минут 50 секунд (М. Коллинз), продолжительность пребывания на Луне — 21 час 36 минут 21 секунда (Н. Армстронг, Э. Олдрин), продолжительность пребывания в корабле на Луне—19 часов 49 минут (Н. Армстронг, Э. Олдрин), наибольший вес (масса), доставленный на Луну,— 7326 килограммов (Н. Армстронг, Э. Олдрин), наибольший вес (масса), доставленный на окололунную орбиту с поверхности Луны,— 2689,2 килограмма (Н. Армстронг, Э. Олдрин).

Высадка астронавтов на Луну, наряду с запуском первого искусственного спутника Земли, первым полетом Юрия Гагарина, первым выходом в открытый космос Алексея Леонова, первыми запусками автоматических аппаратов к Луне, Венере, Марсу, войдет в летопись как важное историческое событие, как свидетельство больших возможностей человека в исследовании Вселенной.

Космический корабль «Аполлон-12»: вторая высадка на Луну

14 ноября 1969 г. в 19 часов 22 минуты с космодрома на мысе Кеннеди в космическое пространство стартовал корабль «Аполлон-12». На борту корабля находились астронавты США Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин. Это по счету вторая лунная экспедиция, в ходе которой два человека должны были совершить посадку на Луне, установить на ее поверхности аппаратуру, провести ряд научных экспериментов, собрать и доставить на Землю лунные породы.

Для астронавта Ч. Конрада этот полет в космос был уже третьим, Р. Гордон второй, а А. Бин первый раз осуществляли полеты в космическое пространство.

Схема полета корабля «Аполлон-12» почти такая же, как и «Аполлона-11». Через 11 минут 20 секунд после запуска корабль с последней ступенью ракеты-носителя вышел на орбиту Земли. В 22 часа 09 минут был включен двигатель последней ступени ракеты-носителя, и корабль перешел на траекторию полета к Луне. После перестроения отсеков корабля астронавты приступили к проверке бортовых систем «Аполлона-12».

В 13 часов 30 минут 15 ноября корабль находился от Земли на расстоянии около 150 000 километров. Астронавты Конрад и Бин по люку-лазу перешли из основного блока в лунную кабину и провели там проверку бортового оборудования. Все операции по переходу астронавтов из одного отсека в другой и их работа, связанная с проверкой бортовых систем, передавались на Землю по телевизионному каналу.

После сна и отдыха экипаж корабля «Аполлон-12» стал готовиться к ответственному этапу полета — переходу на окололунную орбиту и посадке на лунную поверхность. 19 ноября после включения маршевого двигателя корабль перешел на селеноцентрическую орбиту с минимальной высотой около 115 километров.

После двух витков снова был включен маршевый двигатель, в результате чего высота полета еще раз уменьшилась. В 7 часов 16 минут была произведена расстыковка основного блока и лунной кабины, в которой уже находились астронавты Ч. Конрад и А. Бин.

Лунная кабина перешла на новую орбиту и начала постепенно снижаться, приближаясь к месту запланированной посадки. На последнем этапе полета Чарльз Конрад взял управление на себя и в 9 часов 54 минуты 19 ноября посадил лунную кабину на поверхность Луны в районе Океана Бурь. Посадка кабины была произведена в 6 метрах от расчетной точки — небольшого кратера и в 180 метрах от космической станции «Сер-Бейер-3».

После проверки бортовых систем и завтрака астронавты стали готовиться к выходу на лунную поверхность. На подготовку к выходу Ч. Конрад и А. Бин потратили 4 часа 50 минут. В 14 часов 44 минуты первым на лунную поверхность вышел астронавт Конрад, а в 15 часов 15 минут спустился и астронавт Бин. Выход астронавтов из кабины на поверхность Луны и их работа транслировались по цветному телевидению. Сразу же после выхода Ч. Конрад и А. Бин начали собирать образцы лунных пород и одновременно фотографировать окружающую местность.

На расстоянии 100 метров от лунной кабины астронавты расставили научные приборы. Первый выход Конрада и Бина продолжался около 4 часов. Возвратившись в лунную кабину, астронавты, освободившись от лунной пыли, произвели подзарядку автономных ранцевых систем жизнеобеспечения кислородом, водой, потом поели и приступили к 9-часовому отдыху. 20 ноября в 7 часов 01 минуту утра астронавты Конрад и Бин второй раз вышли из лунной кабины на лунную поверхность.

Преодолев расстояние более 180 метров, они подошли к станции «Сервейер-3», которая в апреле 1967 г. совершила мягкую посадку на Луну. Конрад и Бин затратили на этот путь почти 2 часа. Они увидели станцию, покрытую слоем лунной пыли. Металлические части «Сервейер-3» легко резались ножницами, а кабель стал хрупким. Успешно выполнив программу пребывания на лунной поверхности, астронавты возвратились в лунную кабину.

На Луне Конрад и Бин пробыли 31 час 31,5 минуты, совершив два выхода на лунную поверхность продолжительностью 7 часов 35 минут. Это рекордное достижение. За это время астронавты собрали около 45 килограммов образцов лунного грунта.

В 17 часов 26 минут 20 ноября взлетная ступень лунной кабины вместе с астронавтами стартовала с Луны. Затем взлетная ступень была состыкована с основным блоком, где находился астронавт Р. Гордон. После перехода Конрада и Бина в отсек экипажа основного блока была отделена взлетная ступень.

На 45-м витке экипаж «Аполлона-12» включил маршевый двигатель и корабль перешел на траекторию полета к Земле. После двух коррекции космический корабль достиг атмосферы Земли. На высоте 7 000 метров раскрылись тормозные парашюты, которые погасили скорость корабля до 55 метров в секунду.

На высоте 3000 метров раскрылись основные парашюты. В 23 часа 58 минут 24 ноября 1969 г. космический корабль «Аполлон-12» приводнился в 4 километрах от авианосца «Хорнет», который в это время в составе поисково-спасательной группы находился в Тихом океане к юго-востоку от острова Самоа. Так закончился еще один полет корабля серии «Аполлон» с астронавтами на борту.

Полет космического корабля «Аполлон-12» продолжался 10 суток 4 часа 36 минут, т. е. 244 часа 36 минут. В этом полете экипаж корабля «Аполлон-12» установил новые рекорды продолжительности пребывания на Луне вне корабля: 7 часов 35 минут (Ч. Конрад), продолжительности пребывания на Луне — 31 час 36,5 минуты (Ч. Конрад, А. Бин).

Экипаж «Аполлон-13» на борту авианосца «Иводзима» после благополучного приводнения

Экипаж «Аполлон-13» на борту авианосца «Иводзима» после благополучного приводнения

Космический корабль «Аполлон-13»: Почти катастрофа

11 апреля 1970 г. в 22 часа 13 минут был запущен космический корабль «Аполлон-13» с тремя астронавтами на борту — Джеймсом Ловеллом (командир корабля), Джоном Суиджертом и Фредом Хейсом.

В этом очередном полете двум астронавтам США предстояло осуществить посадку на Луну в районе кратера Фра Маура, собрать образцы лунных пород и провести ряд научных исследований. Эту работу должны выполнить Д. Ловелл и Ф. Хейс. Астронавт Д. Суиджерт в это время должен был совершать полет в основном блоке на окололунной орбите.

Когда корабль «Аполлон-13» находился в 328 000 километров от Земли, на его борту в основном блоке неожиданно полностью вышла из строя энергетическая установка. Это произошло в 6 часов 25 минут 14 апреля. Два члена экипажа немедленно перешли в лунную кабину, энергетическая установка которой была в полной исправности.

Руководители полета в связи с этими неисправностями посадку на Луну отменили. На борт корабля «Аполлон-13» из Центра управления поступила команда па возвращение экипажа обратно на Землю. В 12 часов 14 апреля была проведена коррекция, и «Аполлон-13» после облета Луны начал обратный полет к Земле. Выход из строя энергетической установки в основном блоке резко сократил расход кислорода и воды.

На пути к Земле двое из астронавтов остались в лунной кабине, где нормально работала система жизнеобеспечения, а один находился в основном блоке, куда поступал кислород из лунной кабины. В эти критические и опасные минуты экипаж корабля «Аполлон-13» вел себя спокойно и мужественно. На некоторое время связь с экипажем неоднократно терялась. Напряжение росло.

На Земле в эти тревожные часы была срочно создана группа по руководству возвращением «Аполлона-13», в которую вошел астронавт Ф. Борман и другие специалисты НАСА. К расчетному месту приводнения срочно был направлен авианосец поисковой группы «Иводзима».

В связи с аварийной обстановкой, в которой оказался экипаж космического корабля «Аполлон-13», Советское правительство дало указание военным и гражданским организациям СССР в случае необходимости принять все меры по оказанию содействия в спасении американских астронавтов. Советским теплоходам «Академик Рыкачев» и «Новомосковск», а также судну «Гуликан» и рыболовному траулеру «8452» были даны указания изменить курс и направиться к расчетному месту приводнения корабля «Аполлон-13».

16 апреля «Аполлон-13» с астронавтами Д. Ловеллом, Ф. Хейсом и Д. Суиджертом прошел половину пути к Земле. На корабле случилась еще одна неприятность: ночью сорвался предохранительный клапан на бачке с жидким гелием, что поставило под угрозу его подачу в двигатель посадочной ступени. Через некоторое время в отсеке экипажа упала температура. Д. Суиджерт вынужден был отдыхать на полу лунной кабины, а Ф. Хейс расположился в переходном туннеле между лунной кабиной и отсеком экипажа. Д. Ловелл в это время дежурил в лунной кабине.

В 15 часов 53 минуты 17 апреля была проведена последняя коррекция корабля перед его входом в плотные слои атмосферы.

В 19 часов 43 минуты от «Аполлона-13» отделилась лунная кабина. До этого три астронавта заняли свои места в отсеке экипажа. Пролетев с запада на восток над Австралией последние тысячи километров, космический корабль «Аполлон-13» с американскими астронавтами Ловеллом, Хейсом и Суиджертом на борту в 21 час 08 минут приводнился в Тихом океане. Астронавты в этом полете проявили высокое мужество и подлинное хладнокровие.

Для изучения причин аварии на корабле «Аполлон-13» в США была создана специальная комиссия, которая более глубоко изучила все технические неисправности, возникшие в процессе полета на корабле «Аполлон-13». В последующих полетах кораблей «Аполлон» к Луне эти неполадки не повторялись.

Космический корабль «Аполлон-14»: третья высадка на Луну

В ночь на 1 февраля 1971 г. с мыса Кеннеди с помощью ракеты «Сатурн-5» был произведен запуск космического корабля «Аполлон-14» с тремя астронавтами на борту — Аланом Шепардом, Стюартом Рус и Эдгаром Митчеллом. Пять двигателей первой ступени ракеты «Сатурн-5», сжигая каждую секунду по 3 тонны топлива, оторвали от стартового стола корабль «Аполлон» весом 44 474 килограмма.

Космическому кораблю «Аполлон-14» предстояло доставить на Луну третью американскую экспедицию в район кратера Фра Мауро, куда ранее предполагалось посадить экипаж корабля «Аполлон-13». В программу полета «Аполлона-14» входили отработка техники посадки в выбранном районе на поверхности Луны, установка ряда научных приборов, сбор образцов лунных пород, взятие проб из глубины до 1,2 метра, фотографирование и киносъемка с селеноцентрической орбиты и на поверхности Луны, радиозондирование Луны с целью определения электромагнитных характеристик, изучение влияния аномалий гравитационного поля Луны на селеноцентрическую орбиту, проведение технологических экспериментов в невесомости, испытания работы систем жизнеобеспечения в условиях повышенного расхода кислорода и т. д.

Когда начался второй виток вокруг Земли, на корабле «Аполлон-14» был включен ракетный двигатель последней ступени ракеты-носителя, который довел скорость корабля до 10 833 метров в секунду и вывел его на траекторию полета к Луне. На расстоянии около 12 000 километров от Земли астронавты провели перестроение отсеков корабля. При осуществлении стыковки основного блока с лунной кабиной астронавтам пришлось пять раз проводить эту операцию из-за того, что головки стыковочного штыря не попадали в специальное гнездо.

В 6 часов 39 минут 2 февраля, когда корабль находился от Земли на расстоянии 220 000 километров, была проведена коррекция. Вслед за этим два астронавта после непродолжительного отдыха перешли из основного блока в лунную кабину и проверили все бортовые системы.

4 февраля космический корабль «Аполлон-14» приблизился к Луне и вышел на селеноцентрическую орбиту с минимальной высотой 107 километров. В 10 часов 42 минуты произошло падение на Луну последней ступени ракеты-носителя, в результате чего на планете образовался кратер глубиной в 10 и диаметром около 60 метров. Пыль с Луны поднялась на высоту до 100 километров.

5 февраля, после перехода астронавтов А. Шепарда и Э. Митчелла в лунную кабину, через некоторое время включились двигатели посадочной ступени, и лунная кабина начала медленно опускаться на Луну. В это время третий член экипажа астронавт С. Рус в отсеке экипажа начал полет по окололунной орбите.

Над лунной поверхностью управление посадкой взял на себя астронавт А. Шепард. Он вручную поддерживал тягу двигателя посадочной ступени. На высоте 2,3 километра Шепард перевел лунную кабину в режим зависания, для того чтобы выбрать подходящее место посадки.

На высоте 1,5 метра, когда щупы коснулись поверхности, видимость резко ухудшилась, так как поднятая пыль от работающего двигателя посадочной ступени рассеивалась очень медленно. В баках посадочной ступени лунной кабины оставалось топлива на 60 секунд полета. Наконец раздался возглас Митчелла: «Контакт. Мы на поверхности Луны!» Посадка была произведена в 12 часов 18 минут 13 секунд 5 февраля 1971 г. у кратера Фра Мауро.

Астронавты Шепард и Митчелл после почти пятичасового отдыха, проверки состояния бортовых систем и осмотра через иллюминаторы окружающей местности приготовились к выходу из лунной кабины. Шепард ступил на поверхность Луны первым. При этом он произнес: «Это был долгий путь, но вот мы здесь».

Через 5 минут спустился Митчелл. Он снял тележку с корпуса посадочной ступени, а затем собрал аварийный комплект образцов грунта. Они установили телевизионную камеру так, чтобы можно было наблюдать за работой астронавтов. Погрузив часть оборудования на тележку, Шепард и Митчелл тронулись в путь. Во время передвижения тележки очень сильно мешала пыль.

На обратном пути к лунной кабине Шепард и Митчелл собирали образцы лунных пород. Первый выход астронавтов продолжался 4 часа 45 минут.

После еды, перезарядки ранцевых систем жизнеобеспечения и небольшого по продолжительности сна астронавты начали готовиться ко второму выходу. С помощью тележки они снова собрали образцы лунного грунта и провели ряд научных экспериментов. Во время передвижения опять на их пути появилась сплошная пыль. Это путешествие для астронавтов было не очень-то приятным. Они сильно устали. Частота пульса у Шепарда достигала 150, а у Митчелла — 128 ударов в минуту.

С Земли в адрес Шепарда и Митчелла поступила команда о прекращении экспериментов. Астронавты один за другим вошли в лунную кабину. Второй выход на лунную поверхность продолжался 4 часа 29 минут. За это время астронавты собрали 43 килограмма образцов лунной породы.

Шепард за два выхода пробыл на поверхности Луны в общей сложности около 9 часов и прошел расстояние в 2,7 километра. За два выхода из лунной кабины на поверхность Луны астронавты Шепард и Митчелл из 224 запланированных научно-исследовательских операции выполнили 215. Общая продолжительность пребывания астронавтов на Луне составила 33 часа 14 минут. Это было новое абсолютное мировое достижение.

В 21 час 48 минут 6 февраля лунная кабина стартовала с Луны и вышла на орбиту с высотой в переселении 17 километров, в апоселении 96 километров. Через некоторое время после сближения и причаливания лунная кабина была состыкована с основным блоком.

На 35-м витке после включения маршевого двигателя корабль «Аполлон-14» с астронавтами на борту перешел на траекторию полета к Земле. Перед входом отсека экипажа в плотные слои атмосферы от него отделился двигательный отсек. В 00 часов 05 минут 04 секунды 10 февраля 1971 г. космический корабль «Аполлон-14» приводнился в Тихом океане в 6,4 километра от вертолетоносца «Нью-Орлеан», который в составе поисковой группы находился в данном районе.

9 суток продолжался полет «Аполлона-14». Из них около двух дней астронавты провели в лунной кабине на Луне. Общая продолжительность полета составила 216 часов 02 минуты. Астронавты А. Шепард, Э. Митчелл и С. Рус почти полностью выполнили программу полета. Они доставили на Землю 43 килограмма образцов лунных пород. За время полета у астронавтов никаких болезненных явлений не наблюдалось. Чувствовали они себя все время хорошо.

При взвешивании астронавтов после полета оказалось, что Шепард прибавил в весе 0,5 килограмма (первый случай прибавления в весе среди космонавтов). Митчелл потерял 0,5 килограмма, а Рус — 5 килограммов. В результате проведенных анализов установлено, что некоторые образцы лунной породы, доставленные «Аполлоном-14», содержат в 10 раз больше калия, тория и урана, чем образцы, доставленные астронавтами кораблей «Аполлон-11» и «Аполлон-12».

Обнаружены 23 минерала, отсутствовавшие в прежних образцах. Кроме того, было установлено, что в лунных образцах не оказалось микроорганизмов, в связи с этим НАСА приняло решение отказаться в дальнейшем от карантина астронавтов, возвратившихся с Луны.

Космический корабль «Аполлон-15»: четвертая высадка на Луну

26 июля 1971 г. в 16 часов 34 минуты с мыса Кеннеди ракетой «Сатурн-5» был запущен космический корабль «Аполлон-15» с астронавтами Дэвидом Скоттом, Альфредом Уорденом и Джеймсом Ирвином на борту. В этом 12-дневном полете астронавтам предстояло выполнить обширную программу, предусматривающую проведение новых научно-технических исследований.

Это — исследование химической структуры лунного грунта, более детальное фотографирование отдельных частей поверхности Луны, выведение небольшого спутника вокруг Луны, перемещение по лунной поверхности с помощью двухместного вездехода «Ровера» и т. д.

Несколько лет напряженно готовился экипаж к этому полету. 29 июля экипаж «Аполлона-15», приблизившись к Луне, включил маршевый двигатель, в результате чего корабль перешел на окололунную орбиту. После

двух витков вокруг Луны еще раз был включен маршевый двигатель. Высота «Аполлона-15» снизилась до 17 километров. В 18 часов 24 минуты астронавты Ирвин и Скотт перешли из основного блока в лунную кабину. Уорден остался в основном блоке. Отделение основного блока от отсека было осуществлено только со второй попытки. Скотту и Ирвину предстояло провести на Луне почти трое суток. За это время они должны были совершить три выхода на лунную поверхность длительностью до 7 часов, используя для передвижения по Луне двухместный вездеход.

В 1 час 16 минут 31 июля лунная кабина с астронавтами Ирвином и Скоттом плавно опустилась на Луну в районе плато Хэдли у подножия Апеннинских гор. Позади остались четверо суток трудного полета. В 3 часа 17 минут Скотт открыл верхний люк лунной кабины, высунулся по плечи и осмотрел окружающий район. Люк был закрыт в 3 часа 44 минуты, т. е. через 27 минут.

После отдыха, который длился до 16 часов, Скотт первым ступил на грунт Луны, вслед за ним через 8 минут вышел Ирвин. Астронавты установили телевизионную камеру, после чего приступили к сборке вездехода. Проверка показала неисправность рулевого управления передних колес. Астронавтам пришлось пользоваться рулевым управлением задних колес. Первая поездка по Луне на вездеходе продолжалась свыше 2 часов.

Достигнув кратера Сен-Джордж, расположенного в 4 километрах от лунной кабины, и собрав образцы лунного грунта, астронавты вернулись назад к лунной кабине. Лунный вездеход показал себя в работе хорошо. В 100 метрах от кабины астронавты пробурили скважину глубиной 3 метра. Дальше бур не продвигался, так как порода оказалась очень твердой.

Первый выход продолжался 6 часов 34 минуты. Астронавты прошли на вездеходе 10,3 километра со средней скоростью 8—9 километров в час и максимальной скоростью 12 километров в час. Собрано 13 килограммов лунного грунта.

После короткого отдыха и устранения неполадок в ранцевой системе жизнеобеспечения Ирвина в 15 часов начался второй выход астронавтов на поверхность Луны. Астронавты исправили рулевое управление передних колес вездехода и отправились на нем на юг. Они удалились на вездеходе на расстояние 5,7 километра от лунной кабины. Возвратившись к лунной кабине, астронавты пробурили скважину глубиной 2,4 метра. Бур заело, и вытащить его астронавты не смогли.

Второй выход продолжался 7 часов 13 минут. Астронавты прошли на вездеходе 12,7 километра. Было собрано 35 килограммов лунного грунта. После отдыха они в третий раз начали готовиться к выходу. Астронавты извлекли застрявший бур и на вездеходе отправились на северо-запад к борозде Хэдли, где производили сбор образцов и фотографирование.

Третий выход продолжался 4 часа 50 минут. Астронавты прошли на вездеходе 5,1 километра и собрали 29 килограммов лунного грунта. Таким образом, за три выхода общей продолжительностью 18 часов 37 минут астронавты проехали на вездеходе 28,1 километра и собрали 77 килограммов грунта.

В 20 часов 11 минут 2 августа взлетная ступень лунной кабины стартовала с Луны и в 22 часа 10 минут состыковалась с основным блоком. Астронавты Скотт и Ирвин после стыковки перешли из лунной кабины в основной блок, где находился астронавт Уорден.

Основной блок корабля «Аполлон-15» с астронавтами обращался по окололунной орбите еще в течение двух суток. В 23 часа 30 минут 4 августа был включен маршевый двигатель, и корабль перешел на траекторию полета к Земле. В полете по трассе Луна — Земля 5 августа астронавт Уорден совершил выход в открытый космос и перенес из двигательного отсека в кабину две кассеты с пленкой. В открытом космосе Уорден находился 18 минут.

В 23 часа 20 минут 7 августа отсек экипажа отделился от двигательного отсека, в 23 часа 32 минуты вошел в атмосферу. В 23 часа 46 минут 7 августа 1971 г. космический корабль «Аполлон-15» с тремя астронавтами на борту — Д. Скоттом, А. Уорденом и Д. Ирвином приводнился в Тихом океане в 530 километрах к северу от острова Оаху (Гавайские острова).

Общая продолжительность полета корабля «Аполлон-15» составила 295 часов 12 минут (12 суток 7 часов 12 минут). На Луне астронавты Скотт и Ирвин пробыли 67 часов (2 суток и 19 часов), из них 18 часов 37 минут — вне кабины космического корабля «Аполлон-15».

По продолжительности пребывания на Луне и вне космического корабля астронавты Скотт и Ирвин установили новые мировые рекордные достижения. По этим показателям они побили ранее установленные рекорды экипажа космического корабля «Аполлон-14».

Астронавты США Д. Скотт и Д. Ирвин на месте посадки «Аполлона-15» на Луне оставили серебристо-черную пластину с именами советских и американских космонавтов, отдавших жизнь делу исследования космического пространства. Перед пластиной установлена металлическая фигурка, изображающая павшего космонавта.

«Лунный багги» из состава «Аполлон-16» на Луне

«Лунный багги» из состава «Аполлон-16» на Луне

Космический корабль «Аполлон-16»: пятая высадка на Луну

16 апреля 1972 г. в 20 часов 54 минуты космический корабль США «Аполлон-16» с космодрома на мысе Кеннеди стартовал к Луне. В составе экипажа находились астронавты Джон Янг, Томас Маттингли и Чарльз Дьюк.

Корабль и его третья ступень через 11 минут. 53,9 секунды после старта вышел на орбиту Земли с высотой в апогее 178 километров и в перигее 169 километров. В 23 часа 13 минут, т. е. через 2 часа 19 минут после старта, корабль перешел с околоземной орбиты на траекторию полета к Луне. В 00 часов 13 минут 17 апреля были завершены операции по перестроению отсеков. Через двое суток, т. е. 19 апреля в 00 часов 07 минут, «Аполлон-16» вошел в поле притяжения Луны.

Первую коррекцию руководители полета отказались .проводить. Была проведена вторая коррекция путем включения маршевого двигателя, который проработал всего 2 секунды. В результате этого корабль получил приращение скорости на 3,6 метра в секунду и должен был пройти на более близком расстоянии от поверхности Луны (132 километра вместо 217).

В 23 часа 23 минуты 19 апреля был включен маршевый двигатель корабля для торможения с целью выхода на расчетную селеноцентрическую орбиту. «Аполлон-16» перешел на селеноцентрическую орбиту с высотой в переселении 17 километров и высотой в апоселении 304 километра.

После второго включения двигателя высота корабля на окололунной орбите была соответственно 19,8 и 109,3 километра. По команде электронного вычислительного программного устройства от корабля отделилась последняя ступень ракеты-носителя, которая упала на лунную поверхность.

20 апреля в 18 часов 02 минуты астронавты Янг и Дьюк перешли в лунную кабину и начали очередную проверку бортовых систем. В основном блоке остался Маттингли. Через 3 часа после перехода астронавтов было произведено отделение основного блока, который должен оставаться на орбите вокруг Луны, от лунной кабины. Маттингли сделал попытку включить маршевый двигатель для перевода своего блока на орбиту встречи.

Однако двигатель не включался, и в Центре управления полетом было принято решение о специальном проведении расчетов на ЭВМ. По этой причине астронавты Янг и Дьюк вынуждены были совершить в лунной кабине три дополнительных витка вокруг Луны. Наконец двигатель основного блока сработал и почти с шестичасовым опозданием вышел на орбиту встречи.

Поскольку лунная кабина совершила незапланированные витки, в момент включения двигателя перед посадкой она оказалась на 6,4 километра южнее и на 4,8 километра выше расчетной точки. «Прилунение» проходило в сложной обстановке. Янгу, пилотировавшему лунную кабину, пришлось маневрировать с целью выбора посадочной площадки.

21 апреля в 5 часов 24 минуты посадочная ступень коснулась поверхности Луны в районе кратера Декарт с задержкой почти на 6 часов. Астронавтам Янгу и Дьюку был предоставлен 8-часовой отдых.

В 19 часов 56 минут Янг первым ступил на поверхность Луны. Через 5 минут к нему присоединился Дьюк. Выход астронавтов по телевидению не показывался (впервые за историю лунных экспедиций) в связи с неисправностью остронаправленной антенны лунной кабины. Янг и Дьюк определили, что слой пыли был неглубоким, примерно 40% поверхности занимали камни. Они установили научные приборы, привели в рабочее состояние вездеход. Затем пробурили три скважины глубиной до 3 метров.

Позже они совершили на вездеходе поездку протяженностью 4,2 километра и собрали образцы лунного грунта. Скорость передвижения вездехода составляла 11 километров в час. Астронавты сообщили, что чувствуют себя хорошо. Правда, Янг через некоторое время стал жаловаться, что он мерзнет даже под солнечными лучами и при активной работе. Дьюку, наоборот, было жарко, и он включал на полную мощность систему охлаждения.

Необходимо отметить, что когда астронавты выполняли программу первого выхода, температура поверхностей, освещенных Солнцем, составляла 46°С, а поверхности в тени -65°С. Частота пульса у Янга достигала 140, а у Дьюка — 150 ударов в минуту. Астронавты провели испытания вездехода, во время которых Янг со скоростью 12 километров в час вел его по замкнутому треугольному маршруту, делая крутые развороты.

После отдыха и перезарядки ранцевых систем в 19 часов 41 минуту 22 апреля астронавты начали второй выход. Теперь путь вездехода лежал на юг, к горе Стоун. Второй выход по командам с Земли передавался по телевидению. Высота горы была определена в 500 метров.

Астронавты на вездеходе поднялись на высоту около 230 метров, откуда открывался вид на 30 километров. При втором выходе астронавты собрали 37,2 килограмма образцов, проехали на вездеходе 11,5 километра. Общая продолжительность выхода составила 7 часов 23 минуты.

23 апреля в 18 часов 35 минут Янг и Дьюк вышли из корабля на лунную поверхность третий раз. Астронавтам предстояло совершить поездку на вездеходе на север к кратеру Норт Рей, который находился от лунной кабины на расстоянии примерно 5 километров. При приближении на вездеходе к кратеру Янг и Дьюк у его подножья увидели много крупных камней, высота которых достигала 10—15 метров. Собрав образцы грунта весом 41,7 килограмма и сфотографировав кратер, астронавты через 28 минут возвратились обратно. В 100 метрах от лунной кабины они остановили вездеход, чтобы телевизионная камера смогла передавать на Землю старт взлетной ступени. Продолжительность третьего выхода составила 5 часов 40 минут. За это время астронавты Янг и Дьюк проехали 11,4 километра.

В 4 часа 26 минут 24 апреля взлетная ступень с астронавтами Янгом и Дьюком стартовала с поверхности Луны и вышла на окололунную орбиту с высотой в апоселении 78 километров, в переселении — 165 километров. В.6 часов 35 минут лунная кабина и основной блок были состыкованы. После восьмичасового отдыха астронавты перенесли из взлетной ступени в лунную кабину образцы грунта, отснятые пленки и некоторые приборы.

Через 18 часов 17 минут было произведено отделение взлетной ступени лунной кабины, которая после торможения должна была упасть в 23 километрах от места посадки корабля «Аполлон-16». В связи с тем что астронавты забыли переключить один из тумблеров взлетной ступени лунной кабины, затормозить ступень не удалось, и она стала искусственным спутником Луны. На 64-м витке вокруг Луны был включен маршевый двигатель основного блока, который обеспечил его переход с селеноцентрической орбиты на траекторию полета к Земле.

Общая продолжительность нахождения астронавтов на селеноцентрической орбите составила более 6 суток. Когда основной блок находился на расстоянии около 300 000 километров от Земли, астронавт Маттингли вышел в открытый космос и находился вне космического корабля 1 час 04 минуты.

За это время он перенес к основному блоку кассеты с пленкой и контейнер с биологическими образцами, находившимися на двигательном отсеке. Пульс Маттннглп во время выхода в открытый космос повышался до 130 — 168 ударов в минуту, в то время как у астронавтов Янга и Дюка он составлял 70—80 ударов в минуту. 27 апреля 1972 г. в 22 часа 45 минут «Аполлон-16» приводнился в Тихом океане южнее Гавайских островов.

Полет корабля продолжался 265 часов 51 минуту (11 суток 1 час 51 минута). Астронавты Янг и Дюк пробыли на Луне 71 час 02 минуты, совершив три выхода из корабля на поверхность Луны общей длительностью 20 часов 15 минут. Они доставили на Землю образцы лунного грунта, в том числе камень весом 15,9 килограмма. Предварительный медицинский осмотр сразу же после приводнения показал, что в основном астронавты полет перенесли удовлетворительно, однако они потеряли в весе: Янг — 3,4, Дьюк — 3,5, Маттингли — 3,0 килограмма.

Необходимо отметить, что при полете корабля «Аполлон-16» астронавты впервые получили облучение радиацией в результате небольшой солнечной вспышки.

Космический корабль «Аполлон-17»: шестой и последний полет на Луну

7 декабря 1962 г. в 8 часов 33 минуты ракетой-носителем «Сатурн-5» на орбиту Земли был запущен очередной космический корабль США «Аполлон-17» с астронавтами Юджином Сернаном, Рональдом Эвансом н Харрисоном Шмиттом на борту. «Аполлон-17» с последней ступенью ракеты был выведен на геоцентрическую орбиту с максимальной высотой апогея 171 километр. В 11 часов 45 минут был включен двигатель последней ступени и корабль перешел на трассу Земля—Луна.

В 20 часов 03 минуты 8 декабря «Аполлон-17» прошел расстояние 230 000 километров от Земли. 10 декабря в 21 час 47 минут «Аполлон-17» перешел на начальную селеноцентрическую орбиту с максимальной высотой от поверхности Луны 315 километров, минимальной высотой 97 километров.

В 23 часа 33 минуты в район кратера Фра Мауро, где в феврале 1971 г. высадились два астронавта «Аполлона-14», упала последняя ступень ракеты-носителя. После ее падения в течение 2 часов 40 минут регистрировались сейсмические колебания.

Астронавты Сернан и Шмитт перешли в лунную кабину, и в 20 часов 20 минут 11 декабря она отделилась от основного блока. Перед астронавтами экипажа «Аполлон-17» была поставлена задача по изучению образующихся минералов поверхностных слоев планеты, зондированию окололунного пространства.

Для этих целей Сернан и Шмитт взяли с собой специальный комплект научного оборудования, куда вошли прибор для оценки тепловых потоков, идущих из недр Луны к ее поверхности, стационарный гравиметр для исследования приливных явлений и гравитационных волн в окололунном пространстве, масс-спектрометр для газового анализа надповерхностной среды, прибор для оценки интенсивности выпадения метеоритов и другие приборы. Три последних прибора использовались впервые.

Астронавты Сернан и Шмитт за 75 часов пребывания на Луне совершили три выхода на ее поверхность. Первый выход был осуществлен 12 декабря и продолжался 7 часов 13 минут. За это время астронавты, передвигаясь на вездеходе, взяли 13 килограммов образцов грунта и произвели съемки.

Они увидели на месте посадки лунной кабины много камней и кратеров. Найденные камни, по предположению астронавтов, вулканического происхождения. Они имеют крупнозернистую структуру с пустотами. При передвижении без вездехода у Сернана и Шмитта ноги вязли в рыхлом слое грунта на 20—25 сантиметров.

13 декабря астронавты второй раз вышли на лунную поверхность. Они совершили поездку к горному массиву, где прилунилась кабина «Аполлона-17». У кратера Шорти астронавты обнаружили пыль ярко-оранжевого цвета. Глубина этой пыли 5—8 сантиметров. По мнению Шмитта, это результат воздействия на грунт паров воды, содержавшихся в вулканических газах при извержении вулканов.

Астронавты собрали 36 килограммов лунного грунта, проехали на вездеходе 19,8 километра.

Последнее, третье по счету, путешествие Ю. Сернан и X. Шмитт совершили 14 декабря. На вездеходе они отправились к горному массиву. На их пути лежали огромные валуны. Отбить от них куски породы оказалось непростым делом. Во время поездки на вездеходе астронавты проводили измерения с помощью ряда приборов и оставили на поверхности Луны восемь зарядов взрывчатых веществ, которые по командам с Земли были последовательно подорваны в целях сейсмического зондирования этой планеты. Общая продолжительность последнего выхода составила 7 часов 15 минут. Ю. Сернан и X. Шмитт собрали 64 килограмма лунного грунта и перекрыли расстояние на вездеходе 13,5 километра.

В общей сложности продолжительность трех выходов Ю. Сернана и X. Шмитта составила 22 часа 5 минут, протяженность маршрутов на вездеходе равна 36,1 километра. Астронавты за это время собрали 113 килограммов образцов лунных пород.

В 1 час 54 секунды 15 декабря взлетная ступень лунной кабины стартовала с Луны. В 3 часа 10 минут была произведена стыковка лунной кабины с основным блоком, в котором находился астронавт Р. Эванс.

17 декабря в 2 часа 35 минут на 76-м витке на селеноцентрической орбите после перехода Сернана и Шмитта в отсек был включен маршевый двигатель и корабль с тремя астронавтами перешел на траекторию полета Луна—Земля.

В 20 часов 25 минут 17 декабря астронавт Р. Эванс совершил выход в открытый космос. Вне корабля он пробыл 45 минут. За это время он перенес в отсек экипажа кассеты с пленкой из съемочных камер, установленных в двигательном отсеке.

Космический корабль «Аполлон-17» в 21 час 25 минут 19 декабря приводнился в Тихом океане к югу от острова Самоа.

Полет продолжался 12 суток 13 часов 51 минуту, т. е. 301 час 51 минуту 57 секунд.

Полетом «Аполлона-17» завершилась программа исследования Луны, на которую было затрачено около 26 миллиардов долларов.

Завершение программы «Аполлон»

Запланированные еще три полета астронавтов на Луну с их высадкой на эту планету были отменены, так как конгресс США отказал в выделении денежных средств на эти цели.

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) переключило все работы на осуществление полета орбитальной станции «Скайлэб» и выполнение совместных экспериментов с Советским Союзом по стыковке кораблей «Аполлон»—«Союз».


Список источников литературы