Действительно ли синтетические драгоценные камни ни в чем не уступают настоящим?

Синтетические драгоценные камни и имитации

Нефритовая имитация рубина. Не очень похоже, но симпатично.

Имитация драгоценных камней

Интересный факт – уже в одном из древнейших найденных на земле украшений – обсидиановых бусах из Междуречья, возраст которых насчитывает около 5000 лет, часть бусин сделаны не из природного обсидиана, а из обычной темной глины. Решил ли древний мастер сэкономить на ценном материале или сам заказчик – на цене готового продукта мы не знаем. Однако точно можем сказать, что имитация драгоценных камней – дело такое же древнее, как и история ювелирного искусства.

Не только жители Междуречья, но и древние греки, египтяне и другие народы «жульничали» на всю катушку, например, заменяя камень лазурит и бирюзу на обычный крашеный талькит.

Впрочем, то что сравнительно легко проделать с поделочными непрозрачными камнями, довольно сложно осуществить с драгоценными – в конце концов, чтобы выдать крашеное стекло за рубин, надо быть выдающимся жуликом. А большего наука и техника прошлых времен и не позволяла. По этой причине имитации драгоценных камней долгое время была не по зубам человечеству –алхимики во все времена пытались получить золото из свинца, но на выращивание драгоценных камней они даже не замахивались.

А это уже дешевая имитация сапфира - её выдает не столько камень, сколько оправа

А это уже дешевая имитация сапфира – её выдает не столько камень, сколько оправа

Синтетические драгоценные камни

Только в 1857 году французскому химику Марк Годену удалось получить в лаборатории искусственный кристалл рубина весом около 1 карата. Следующий успех произошел через 30 лет – в 1888 французы Отфель и Перре сумели получить в искусственных условиях кристалл изумруда.

Надо сказать, что химики 19-го века не занимались подделкой – выращенные ими кристаллы были почти «настоящими» камнями, с той разницей, что с помощью химии удалось в тысячи раз ускорить процессы природного образования драгоценных камней. Качество их изначально было весьма посредственным, но уже в начале 20-го века удавалось получить мелкие кристаллы, вполне годные для огранки и использования в ювелирных изделиях.

Уже в 1913 году общий объем производства методом Вернейля (методом плавки), искусственного сапфира достиг 6 млн. кар (1200 кг), а рубина—10 млн. кар (2000 кг) в год.

Без специальных знаний отличить синтетические драгоценные камни от природных, невозможно, однако, различия в их составе есть, и создать совершенно идентичные природным синтетические камни пока ещё не удалось.



Хотя по-настоящему определить происхождение драгоценного камня могут только специалисты-геммологи, мы приводим несколько советов касающихся того какие камни чаще всего используются для имитации и производятся промышленностью. На всякий случай повторю: если вы не уверены в происхождении камня – всегда лучше обратится к специалисту, химия дает потрясающие результаты и отличить настоящий камень от почти настоящего можно только в лабораторных условиях.

имитация сапфира горным хрусталем

имитация сапфира горным хрусталем

Основные синтетические драгоценные камни и их производство

Алмаз. Давно известно, что при температуре 1100 градусов алмаз горит и превращается в графит, а раз так, то можно провести и обратное превращение и из графита получить алмаз. В 1939 году в СССР Овсей Лейпунский провел серию опытов, установил условия для образования алмазов и получил три небольших кристалла. Однако почти на 20 лет его изобретение оказалось забыто.

Первые синтетические алмазы по методу Лейпунского были получены в 50-х годах – в Швеции, в США и СССР, однако все они были мелкие и годились только для технических целей. Хотя, начиная с 1970-х годов налажено и производство ювелирных кристаллов алмаза, до сих пор оно не достигло ни подходящего качество ни подходящего объема для того, чтобы составить конкуренцию природным камням. Распространению синтетических алмазов мешает и цена их производства, явно превышающая цену добычи из кимберлитовых трубок.

Зато методов имитации алмаза хватает, для этого используют: бесцветный циркон, синтетический рутил, титанат стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

Классика имитации - "брильянт" из феанита

Классика имитации – “брильянт” из феанита

Аквамарин. Синтетические аквамарины не производятся, имитации выполняются из голубой шпинели и стекла.

Бирюза. Камень бирюзу имитируют… бирюзой же, но только толченной и перемешенной с клеем. С виду камни ничем не отличаются от природных, но со временем приобретают грязноватый оттенок.

Жемчуг. Секрет выращивания жемчуга в Китае известен уже 700 лет, а японцы ведут его в промышленных масштабах с 1890 года. Моллюску устрицы просто вживляют

зернышко перламутра и отпускают в море. Возможно также выращивать жемчужины и без перламутрового ядра – с вживлением кусочка кожи другой устрицы. Жемчужины растут быстро, кроме того, каждую устрицу после удаления жемчужины можно использовать повторно. Правда стоит заметить, что жемчугом называется по правилам только природный жемчуг и стоит он гораздо выше выведенного искусственным путем.

Изумруд. Синтетические изумруды одни из самых совершенных искусственных камней и почти неотличимы от природных. Однако стоимость их производства очень высока и практически не рентабельна.

Рубин. Рубин – первый промышленно производимый синтетический драгоценный камень. Его производство, что немаловажно, совсем не дорогое и потому годовой объем производства синтетических рубинов достигает миллиона каратов. Искусственные рубины идут в технические изделия и для производства недорогих украшений – их цена очень сильно отличается от рубинов природного происхождения.

Аквамарин из поделочной шпинели.

Аквамарин из поделочной шпинели.

Турмалин. Синтетические турмалины не производятся.

Шпинель. Синтетическая шпинель промышленно производится с 1920-х годов и широко применяется для имитации как природной шпинели, так и аметистов, хризобериллов, гранатов, рубинов, сапфиров, топазов. Впрочем, это сама безобидная имитация – её легко можно отличить по отсутствию у нее двупреломления.

Синтетический рубин в золотой оправе. Строго говоря такой "настоящий" рубин, как природные образцы

Синтетический рубин в золотой оправе. Строго говоря такой “настоящий” рубин, как природные образцы

Как можно понять из описания – от массового наводнения рынка искусственными камнями нас сейчас спасает только стоимость их производства, обычно превосходящая стоимость добычи в естественных условиях. Однако хорошо сделанные камни (а в особенности жемчуг) оригиналу ничуть не уступают, поэтому если вам попался один из «камней из пробирки», самое лучшее, что вы можете с ним сделать – забыть про предрассудки и носить его как ни в чем не бывало.