Синтетические драгоценные камни и имитации
Действительно ли синтетические драгоценные камни ни в чем не уступают настоящим?
Имитация драгоценных камней
Интересный факт – уже в одном из древнейших найденных на земле украшений – обсидиановых бусах из Междуречья, возраст которых насчитывает около 5000 лет, часть бусин сделаны не из природного обсидиана, а из обычной темной глины. Решил ли древний мастер сэкономить на ценном материале или сам заказчик – на цене готового продукта мы не знаем. Однако точно можем сказать, что имитация драгоценных камней – дело такое же древнее, как и история ювелирного искусства.
Не только жители Междуречья, но и древние греки, египтяне и другие народы «жульничали» на всю катушку, например, заменяя камень лазурит и бирюзу на обычный крашеный талькит.
Впрочем, то что сравнительно легко проделать с поделочными непрозрачными камнями, довольно сложно осуществить с драгоценными – в конце концов, чтобы выдать крашеное стекло за рубин, надо быть выдающимся жуликом. А большего наука и техника прошлых времен и не позволяла. По этой причине имитации драгоценных камней долгое время была не по зубам человечеству –алхимики во все времена пытались получить золото из свинца, но на выращивание драгоценных камней они даже не замахивались.
Синтетические драгоценные камни
Только в 1857 году французскому химику Марк Годену удалось получить в лаборатории искусственный кристалл рубина весом около 1 карата. Следующий успех произошел через 30 лет – в 1888 французы Отфель и Перре сумели получить в искусственных условиях кристалл изумруда.
Надо сказать, что химики 19-го века не занимались подделкой – выращенные ими кристаллы были почти «настоящими» камнями, с той разницей, что с помощью химии удалось в тысячи раз ускорить процессы природного образования драгоценных камней. Качество их изначально было весьма посредственным, но уже в начале 20-го века удавалось получить мелкие кристаллы, вполне годные для огранки и использования в ювелирных изделиях.
Уже в 1913 году общий объем производства методом Вернейля (методом плавки), искусственного сапфира достиг 6 млн. кар (1200 кг), а рубина—10 млн. кар (2000 кг) в год.
Без специальных знаний отличить синтетические драгоценные камни от природных, невозможно, однако, различия в их составе есть, и создать совершенно идентичные природным синтетические камни пока ещё не удалось.
Хотя по-настоящему определить происхождение драгоценного камня могут только специалисты-геммологи, мы приводим несколько советов касающихся того какие камни чаще всего используются для имитации и производятся промышленностью. На всякий случай повторю: если вы не уверены в происхождении камня – всегда лучше обратится к специалисту, химия дает потрясающие результаты и отличить настоящий камень от почти настоящего можно только в лабораторных условиях.
Основные синтетические драгоценные камни и их производство
Алмаз. Давно известно, что при температуре 1100 градусов алмаз горит и превращается в графит, а раз так, то можно провести и обратное превращение и из графита получить алмаз. В 1939 году в СССР Овсей Лейпунский провел серию опытов, установил условия для образования алмазов и получил три небольших кристалла. Однако почти на 20 лет его изобретение оказалось забыто.
Первые синтетические алмазы по методу Лейпунского были получены в 50-х годах – в Швеции, в США и СССР, однако все они были мелкие и годились только для технических целей. Хотя, начиная с 1970-х годов налажено и производство ювелирных кристаллов алмаза, до сих пор оно не достигло ни подходящего качество ни подходящего объема для того, чтобы составить конкуренцию природным камням. Распространению синтетических алмазов мешает и цена их производства, явно превышающая цену добычи из кимберлитовых трубок.
Зато методов имитации алмаза хватает, для этого используют: бесцветный циркон, синтетический рутил, титанат стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.
Аквамарин. Синтетические аквамарины не производятся, имитации выполняются из голубой шпинели и стекла.
Бирюза. Камень бирюзу имитируют… бирюзой же, но только толченной и перемешенной с клеем. С виду камни ничем не отличаются от природных, но со временем приобретают грязноватый оттенок.
Жемчуг. Секрет выращивания жемчуга в Китае известен уже 700 лет, а японцы ведут его в промышленных масштабах с 1890 года. Моллюску устрицы просто вживляют
зернышко перламутра и отпускают в море. Возможно также выращивать жемчужины и без перламутрового ядра – с вживлением кусочка кожи другой устрицы. Жемчужины растут быстро, кроме того, каждую устрицу после удаления жемчужины можно использовать повторно. Правда стоит заметить, что жемчугом называется по правилам только природный жемчуг и стоит он гораздо выше выведенного искусственным путем.
Изумруд. Синтетические изумруды одни из самых совершенных искусственных камней и почти неотличимы от природных. Однако стоимость их производства очень высока и практически не рентабельна.
Рубин. Рубин – первый промышленно производимый синтетический драгоценный камень. Его производство, что немаловажно, совсем не дорогое и потому годовой объем производства синтетических рубинов достигает миллиона каратов. Искусственные рубины идут в технические изделия и для производства недорогих украшений – их цена очень сильно отличается от рубинов природного происхождения.
Турмалин. Синтетические турмалины не производятся.
Шпинель. Синтетическая шпинель промышленно производится с 1920-х годов и широко применяется для имитации как природной шпинели, так и аметистов, хризобериллов, гранатов, рубинов, сапфиров, топазов. Впрочем, это сама безобидная имитация – её легко можно отличить по отсутствию у нее двупреломления.
Как можно понять из описания – от массового наводнения рынка искусственными камнями нас сейчас спасает только стоимость их производства, обычно превосходящая стоимость добычи в естественных условиях. Однако хорошо сделанные камни (а в особенности жемчуг) оригиналу ничуть не уступают, поэтому если вам попался один из «камней из пробирки», самое лучшее, что вы можете с ним сделать – забыть про предрассудки и носить его как ни в чем не бывало.