Вид оправы драгоценных камней
Наиболее распространенные виды оправы драгоценных камней: кастовая, ободковая, крапановая, корнеровая
Драгоценные камни как правило, не носят сами по себе и закрепляют в оправе, служащей не только утилитарной цели удерживания камня, но и подчеркивающей его достоинства.
Что и говорить, от оправы во многом и зависит красота и цена ювелирного изделия с камнем.
Оправа может как усилить блеск и цвет камня, так и испортить вид, если подобрана не та форма или использован неподходящий металл.
Виды оправ драгоценных камней
Для драгоценных камней обычно используется лишь несколько типов оправы. В глухой кастовой оправе камень удерживается в гнезде, зажатый вертикальными стенками. Так крепятся непрозрачные камни с гладкой нижней поверхностью. Лучи света падают при этом на камень только сверху.
Для крепления прозрачных камней применяют ободковую оправу. Камень в ней лежит на опорном пояске, так что свет падает на него и сверху и снизу. Разновидностью ободковой оправы является крапановая оправа. Камень в ней крепится отдельными выступающими полосками металла — крапанами. Эта оправа позволяет лучше «показать» камень, поскольку пропускает к нему больше света, чем глухая кастовая оправа, но камень в ней держится не так надежно.
Если же опору камня прорезать в виде короны, получится еще одна разновидность ободковой оправы—шатон. Доступ света к камню здесь обеспечивается со всех сторон, благодаря чему именно шатон долгое время считался идеальной формой оправы для бриллиантов.
Чтобы оживить оправу и осветить камень сбоку, на поверхность оправы наносят сквозной узорчатый орнамент. Такая оправа называется разрезной. Несколько прямоугольных камней можно закрепить вместе в секционной оправе.
В корнеровой оправе камень удерживается маленькими столбиками (корнерами). В оправе «каре» камень вставляют в квадратную пластину и удерживают четырьмя корнерами. Эта оправа дает красивый переход от камня к металлу и дополнительное освещение камня слегка скошенными плоскостями металла.
В фаденовой оправе камни закрепляют в длинной полосе металла так, что они почти соприкасаются рундистами. В тиктовой оправе (она же оправа «паве») камни устанавливают настолько плотно друг к другу, что создается впечатление, будто они соединены вместе. Сюда же близка и набивная оправа «штоцен», в прошлом – идеальный выбор для граната.
В кармезиновой оправе вокруг большого камня размещают венок из более мелких камешков.