Виды огранки драгоценных камней
Огранка драгоценного камня это творческая работа, однако некоторые «рамки» у мастера-ювелира все-таки есть...
Формы огранки драгоценных камней в древности
Драгоценности люди любили всегда, а вот обрабатывать самые твердые из них научились только в недалеком прошлом. В этой статье мы рассмотрим все основные методы огранки, применявшиеся с времен далекого прошлого, до наших дней.
Вы будете смеяться, но даже самые громадные рубины и алмазы царей древности не идут ни в какое сравнение с любым образчиком из современного ювелирного магазина. Дело в том, что драгоценные камни в древности либо носили чаще всего в необработанном виде, или слегка подшлифовывали и полировали их природные грани. Разумеется, о блеске и сиянии таких драгоценностей говорить не приходилось.
Огранка кабошон и бусина
Драгоценные камни (особенно твердые, такие как рубины, изумруды и алмазы) сохраняли очертания, близкие к формам найденных природных кристаллов. Начиная со времен Древнего Рима и до расцвета Средневековья, единственной формой полноценной огранки драгоценных камней был и оставался кабошон («кабош» – шляпка гвоздя), то есть уплощенная полусфера без граней. Впрочем, огранке кабошон подходили только мягкие камни – полудрагоценные или даже поделочные. В наше время кабошон – типичный выбор для недорогих брошей.
Распространена (с теми же ограничениями) была и «полная версия» кабошона – бусина (да, это тоже вид огранки). Бусы и браслеты из небольших обработанных камешков удобнее и практичнее в быту, к тому же в отверстие бусины можно добавить краски и усилить природный цвет и насыщенность. Излюбленный прием гранильщиков – что во времена древности, что в наши с вами.
Фасетная огранка – бриллиантовая и ступенчатая
Настоящая революция в деле огранки драгоценных камней произошла в XVII в. с появлением инструментов и технологий, позволяющих применять т.н. фасетную шлифовку и огранку, при которой на камень наносят множество мелких плоских граней. С одной стороны, это позволяет подчеркнуть цвет, усилить блеск камня, а с другой – скрыть мелкие дефекты. Конечно камень после шлифовки изрядно теряет в весе (иногда до 50%), однако взамен он приобретает необычную игру света на гранях и изрядно вырастает в цене.
Фасетная огранка применяется в основном для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум формам — бриллиантовой и ступенчатой. Наряду с собственно огранкой применяется и гладкая шлифовка, которая может быть, как плоской, так и округлой или сводчатой (выпуклой). При использовании смешанной шлифовки (огранке) совмещены сразу оба приема: верхняя часть гладкая, нижняя — фасетированная или наоборот.
Виды огранки драгоценных камней
Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой. Само название «бриллиант» справедливо только ограненного таким образом алмаза, в названиях всех других камней и самоцветов, обработанных методом бриллиантовой огранки, должно указываться их минералогическое обозначение (например, цирконовый бриллиант).
Огранка «восьмеркой» имеет, кроме площадки, по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».
Огранка «роза» —фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают до 7 ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и т.п.). Используется «роза» редко, так как дает мало преломлений света и соответственно слабое сияние.
Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.
Огранка клиньями (клиньевая)—разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.
Изумрудная огранка—ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда.
Таблитчатая огранка — простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, в особенности перстней-печаток.
Кабошон — основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижней—плоская или слабовыпуклая. У темных камней в нижней части вытачивают полость, чтобы высветлить цветовой тон. Так полируют все звездчатые камни, опалы, камни с переливчатостью (эффектом «кошачьего глаза»), лунный камень, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.
На Востоке используется также огранка могольского типа — две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.
Формы огранки камней
При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша или капля грушевидная, челночок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая бочковидная).
Известны также много фантазийных форм (сердце, герб и т.п.).
Методы огранки совершенствуются по сей день, и, хотя классические формы всегда остаются в цене, время от времени появляются новые, подчеркивающие те или иные достоинства камней. К примеру сравнительно недавние виды огранки для кварца и топаза — «Снежинка», «Рассвет», «Яркая звезда», а также «Пульсар», придающих бархатистое или даже пульсирующее сияние камням.