Какими критериями должна обладать инопланетная цивилизация, для того, чтобы мы могли называть её именно «цивилизацией» и почему колония муравьев никогда не построит цивилизацию, навсегда оставаясь лишь популяцией.

Наука на сегодняшний день не обнаружила признаков жизни и разума в Солнечной системе. Не засвидетельствовано также ни одного реального внеземного феномена искусственного происхождения, а все свидетельства о «пришельцах», в наше время или в прошлом, никак не подтверждаются наукой.

Однако…. мы отвергли также и гипотезу о единственности, уникальности земной жизни и разума. Как же быть? Как выйти из сплошных и взаимоисключающих отрицаний к чему-то положительному?

инопланетяне должны быть похожи на людей

Скорее всего любая форма разумной цивилизации во вселенной будет похожа на нас с вами. А если не будет похожа – скорее всего мы просто не сможем воспринять её как разумную цивилизацию.

Бесспорно, что отсутствие жизни на небесных телах Солнечной системы резко отдаляет во времени и пространстве вероятность её обнаружения. Это утверждение малоутешительно для сегодняшних энтузиастов поиска внеземных цивилизаций. Что ж, полоса недавних разочарований по поводу разумных соседей, согреваемых одним с нами Солнцем, должна научить нас терпению и последовательности в решении проблемы, наверное, самой сложной из всех поставленных человечеством.

Нам теперь известно, что из всех планет Солнечной системы жизнью: во всяком случае, развитой жизнью – обладает лишь наша Земля. Нет никаких оснований считать этот случай исключительным; гораздо вероятнее, что именно так обстоит дело у многих солнц, имеющих свои планетные системы.

Иными словами, всякая возможная сфера жизни и разума есть некоторая оптимально удаленная от центрального светила пространственная зона, в которой и находятся одна – две обитаемые планеты. Так, в сущности, и должно быть, поскольку органическая жизнь существует в строго определенных физико-химических пределах.

Например, температурные пределы для такой жизни лежат в интервале от -70 до +80 градусов по шкале Цельсия, хотя, правда, недавно в районах выхода лавы подводных вулканов стали находить бактерии, живущие при температурах выше точки кипения воды. Поэтому можно ожидать, что формы жизни на планете какой-либо иной «солнечной системы» могут оказаться, несмотря на колоссальную пространственную удаленность от нас, все-таки схожими с Земными если не внешне, то по существу.

В чем же состоит это существо? Ответить трудно, но уже можно. И это прежде всего относится к разумной стадии эволюции всякой жизни, к законам социальным больше, нежели к законам биологическим. Становление жизни, превращение сложных молекул органического вещества в живые, самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы все еще хранит немало загадок. Становление разума или, что во многих отношениях то же самое, приобретение живым видом качества социальности особых загадок больше не хранит.

Изложенные соображения позволяют говорить об общих коренных характеристиках, «инвариантах» становления и развития не только человеческой, но и любой гипотетической цивилизации во Вселенной. Основной, центральной общей характеристикой всякой мыслимой цивилизации можно считать некую совокупность существ, составляющую коллектив, общество, члены которого преобразуют в своих интересах окружающую их природу, пользуясь орудиями такого преобразования, техникой.



Цивилизация без мира орудий труда, без техники – видимо немыслима, иначе её взаимодействие с природой ничем не будет отличаться от взаимодействия живых видов с окружающей средой и между собой. Такая «цивилизация» не поднимается выше биологической формы движения, то есть попросту не существует, оставаясь животной популяцией.

Поэтому изображать, как это делается зачастую в фантастике, представителей инопланетного разума в виде «разумной» плесени на камнях, «мыслящих» деревьев, «мыслящего» океана и т.п., это значит отступаться от понимания роли труда в становлении цивилизации, которое мы только что расширили от человечества до всякой цивилизации во Вселенной.

инопленетяне похожи на жителей земли

О «непохожести» инопланетян можно сказать так. Никто не будет спорить, что популяция муравьев удивляет своей кажущейся «разумностью». Но никто ведь не говорит о «цивилизации муравьев»! Без орудий труда, без техники – такая «цивилизация» остается животной популяцией

При этом отступаться, не предлагая никакой другой альтернативы – иными словами, не выясняя причин возникновения разума.

Фантазия безгранична, но она подчас перестает быть научной. Неподвижная растительность на камнях не может быть разумной хотя бы ввиду своей неподвижности. Единственный «организм» не может стать разумным, как не может им стать человек, лишенный общения с себе подобными. Вспомним примеры необратимого одичания детей, затерявшихся в джунглях, или потерю разума не литературными, а историческими робинзонами.

Итак, мир общественный и мир орудийный (технический и технологический) – вот два столпа, на которых зиждется мир разума, мир цивилизации. Иных истоков формирования разумности быть не может. В противном случае, будь то в теоретических изысканиях или в художественных фантастических произведениях, следует четко назвать эти иные истоки, ибо без истоков и причин возникновение разума и цивилизации невозможно.

Польскому писателю-фантасту и философу Станиславу Лему принадлежит следующее высказывание, касающееся возможного контакта людей с внеземными цивилизациями: «Разум, который мы когда-нибудь откроем, может настолько отличаться от наших представлении, что мы и не захотим назвать его Разумом».

Вряд ли такое высказывание правомерно. Наше земное человечество есть безусловная цивилизация во Вселенной. Значит, всякая другая цивилизация в ней должна иметь нечто общее, притом коренное общее, с нами. В противном случае мы были бы не только вправе не почесть такую «цивилизацию» разумной, но это и действительно не было бы разумом, а было бы стихийным и не познанным нами феноменом природы.


Оригинал: cosmonautics.ru