Сможет ли человечество стать по истине космической нацией или навсегда будет привязано к родительской планете Земля?

В середине IXX века позитивист Огюст Конт, высказал такое пожелание: человечеству надо как можно скорее отказаться от углубленных занятий астрономией ввиду их бесполезности для человечества, а высвободившиеся ресурсы направить на то, чтобы узнать как можно больше о Земле. В конце концов, нам здесь жить, возможно что ещё сотни тысяч лет!

Однако сейчас, в XXI веке, многие считают иначе: что сегодняшнее взаимодействие между природой и цивилизацией планеты Земля – есть лишь предыстория разумного и гармоничного взаимодействия общества и природы. Все больше людей планеты сознают, что связанные с этой «предысторией» не только потенциальные (например, угроза всеобщей войны), но и актуальные издержки взаимодействия в виде экологических, сырьевых, энергетических кризисов представляют собой расточительство, все более непозволительное по мере того, как цивилизация выходит на глобальный и космический уровень взаимодействия с природой.

Долговременные космические станции : МКС и более ранний «Мир» - полигоны для отработки автономных космических станций будущего

Долговременные космические станции : МКС и более ранний «Мир» – полигоны для отработки автономных космических станций будущего

Таким образом, человеческая история – в полном и подлинном смысле этого термина – находится не позади, а впереди нас, устремлена в будущее. И было бы, по меньшей мере, нелогично говорить о социальной предыстории людей, каковую мы пока переживаем, и одновременно о завершении их биологической истории, над которой якобы уже довлеет генетическое вырождение.

Безусловно, существуют и внутрисоциальные опасности, непосредственно грозящие цивилизации гибелью и прежде всего угроза всеобщей термоядерной катастрофы, которая способна не только разрушить цивилизацию, но и уничтожить все живое на Земле, Тем, самым порвав эволюционную нить на планете, где жизнь достигла высокого уровня разумности. Поэтому и нет смысла думать о Земле как о постоянном и незыблемом “доме” человечества.

Ведь освоение космоса вызывается не действием какого-то «экологического инстинкта», безотчетного стремления человека создать условия и средства для своего бегства с Земли, а чисто земными потребностями развития производства, техники, науки, культуры, цивилизации.

Речь может идти не об уходе людей с Земли в космос, а о своего рода «расширении» Земли за счет космоса, об использовании свойств и возможностей космического пространства в целях улучшения экологической, энергетической, сырьевой, продовольственной ситуации на Земле, – короче говоря, речь может идти о качественно новом объекте человеческого внимания и деятельности, об органически соединенной системе «Земля – ближний космос».

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» – эти крылатые слова принадлежат Циолковскому. И в самом деле, в космический век человеческий разум не только мысленно, но и физически проник за пределы планеты, вышел из земной колыбели, перерос ее. Однако в отличие от сторонников бегства людей в космос с Земли Циолковский полагал, что человек будет преобразовывать и благоустраивать и космос, и Землю. Именно так человек и поступает в наше время, блестяще подтверждая прогноз ученого.

Единственное, чего не мог предугадать Циолковский, так это теснейшего переплетения, взаимодополнения космических и земных интересов человечества. Не просто космос и Земля наподобие параллельных и, значит, непересекающихся миров стали теперь обживаться и осваиваться, людьми, а единый, сплавленный космическо-земной мир. Но к такому выводу могла подвести только практика.



Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели

Константин Эдуардович Циолковский – основоположних теоретической космонавтики

Ориентация современной прикладной космонавтики на участие в решении задач взаимодействия общества и земной природы, перспективы индустриализации космоса и одновременно экологической комфортизации Земли – это есть также и своего рода увековечение Земли, которая неопределенно долгое время будет оставаться жилищем человечества. Человечество, становясь космической цивилизацией, не перестает быть цивилизацией планетарной.

Иными словами, когда Циолковский  говорил: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели», он не предлагал выбора – либо Земля, либо космос.

Правда, сам он придерживался мнения, что жизнь в искусственных сооружениях в космическом пространстве, более благоприятна, чем жизнь на Земле, к которой человек прикован «цепями тяготения». Однако, теперь-то мы знаем, что «цепи невесомости» тоже тяжелы. Он также считал, что экспансия человечества во Вселенную с помощью множества «эфирных поселений» избавит людей от космических катастроф и случайностей, от привязанности к нашему Солнцу, которое, эволюционируя, в конце концов истратит свою энергию, и жизнь на Земле станет невозможной.

С помощью ракет, писал Циолковский, люди грядущего «достигнут иных солнц и воспользуются их свежей энергией взамен своего угасающего светила».

Такой прогноз-проект был данью ученого своему времени. Он опирался на те данные в естествознании XIX века, которые исходили из предположения о довольно близком – несколько миллионов лет – конце Солнечной системы, угасании светила и охлаждении Земли. Энгельс тоже, сразу вслед за цитатой из «Фауста», описывал, как «все более и более скучивающееся у экватора человечество перестанет находить и там необходимую для жизни теплоту». Теперь сроки предстоящей «жизни» Солнца оцениваются во многие миллиарды лет.

И тем не менее, несмотря на широкое распространение естественнонаучного и астрономического финализма (тезису о неминуемой гибели человечества в результате генетического вырождения и угасания вида Ноmо sapiens, «естественного» прекращения существования планеты Земля) в прошлом, Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безвыходности жизни на Земле. Напротив, он неоднократно говорил также и о рациональном преобразовании природы Земли, о развитии планеты силой разума.

Люди, утверждал он, «изменят поверхность Земли, её океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на самой Земле».

В этой связи целесообразно уточнить понятие выхода человечества в космос. В данном случае «выход» не означает некоего библейского «исхода» людей Земли в результате экологического загрязнения нашей планеты и истощения её природных ресурсов. Напротив, освоение космоса, и в будущем – небесных тел, означает не смену природных объектов эксплуатации, а наращивание, накапливание природных богатств, осваиваемых человеком, гуманизацию Вселенной, растущий охват её социальной формой движения материи.

Космическая станция на другой планете. Даже сохдание таких станций-колоний, не отменяет важности Земли для человечества

Космическая станция на другой планете. Даже создание таких станций-колоний, не отменяет важности Земли для человечества

При этом человечеству совершенно не нужно будет покидать Землю, если только оно не создаст искусственные планеты или искусственные биосферы на природных небесных телах явно более предпочтительные для обитания, чем наша естественная планета и её биосфера.

Можно ли считать, что такое «увековечение» Земли, повышение, а отнюдь не снижение её значения для человека в космический век ставит под сомнение всю «космическую философию» Циолковского, которая, так сказать, не выдержала проверки временем? Совершенно нет!

Циолковский признавал и приветствовал грядущий прогресс во взаимодействии общества с природой не только космоса, но и Земли. Правда, для него это были всего лишь два параллельных направления прогресса. Тезис же о взаимопроникновении обоих направлений мог возникнуть лишь в результате осмысления новейшей космической практики и её конкретизированных перспектив.

Таковы «частные» аргументы в пользу концепции антифинализма. Но мы имеем не только сумму «частных» аргументов. Все они выражают аргумент принципиальный, а именно: в человечестве и в человеке как социальном существе не заложено внутренних предпосылок, которые делали бы неизбежным исчезновение человеческого общества и рода в сколь угодно далеком грядущем.

Это качество коренным образом отличает Homo sарiеns от всей остальной живой природы Земли и, можно сказать, от Земли в целом, которая, будучи конкретным телом космоса, безусловно, исторична и преходяща. Человек и Земля соединены тысячами нитей, но в глубинной сущности они самостоятельны.

В этой самостоятельности – не трагедия разрыва, а предпосылка для вполне оптимистического вывода о том, что человек сильнее и долговечнее Земли.


Оригинал: cosmonautics.ru