Опубликовано: 21/06/2020
(Обновлено: 21/06/2020)

Антропный принцип в современной космологии гласит, что жизнь на Земле, включая разумное существо – человека, возникла благодаря ТОЛЬКО совокупности всех условий, так сказать, «стечению обстоятельств» во всей Метагалактике, то есть той Вселенной, о которой мы сегодня знаем. Иначе говоря именно в то время и именно в том месте.

Это действительно так: в иных условиях наша жизнь могла и не возникнуть, во всяком случае в ту астрономическую эпоху, когда она возникла реально. Но отсюда вовсе не следует, что благоприятствующие жизни условия в Метагалактике были «сфокусированы» исключительно на Землю – рядовую планету около рядовой звезды, находящейся на периферии, в одном из витков рядовой галактики в системе их огромного семейства Метагалактики.

Антропный принцип в космологии - или почему пришельцы похожи на людей?

Классический образ пришельца – вроде бы и похож на человека, но в то же время «другой».

В XIX веке, в частности, были гипотезы того времени о распространенности цивилизаций во Вселенной, и даже считалось, что в Солнечной системе жизнь и разум имеются «самое большее» на трех планетах, имеется в виду Венера, Земля и Марс, да и то расценивалось такая предполагавшаяся ситуация, как «колоссальная расточительность природы», потому что в Солнечной системе оставалось еще целых пять планет, лишенных жизни (шестая и девятая по общему счету, Плутон и Нептун, еще не были открыты в то время).

Но какой же невообразимо «супер расточительной» должна была быть природа всего мироздания, чтобы существовать ради жизни и разума на одной-единственной Земле!

Концепция уникальности Земли и человечества, конечно, лишь усиливает «ужас одиночества», о котором говорил философ Бертран Рассел. Как бы в противовес этой концепции и этому «ужасу» уже не в научных кругах, а в массовом сознании нередко упорно поддерживается версия об инопланетянах, якобы время от времени посещающих нашу планету.

«У этого создания было два глаза, два уха, один рот. Но… не было носа. Кожа в складках и бугристая. Чудовище как будто дышало порами своей бугристой кожи».

Это рассказ об одном из членов экипажа «летающей тарелки», приписываемый некоему кавказскому крестьянину. Подобных рассказов сотни и тысячи, родились они в преддверии и в первые годы после выхода человека в космос, они недостоверны ни фактически, ни научно, и, пожалуй, представляют собой последний крик «грезящего человечества», наяву вынужденного отказаться от надежд на скорые контакты с инопланетными существами.

О недостоверности такого рода «наблюдений» можно судить хотя бы по следующему проведенному эксперименту. Когда в США были опрошены десятки «очевидцев», якобы видевших членов экипажей «неопознанных летающих объектов» (НЛО), и путем криминалистического анализа по этим описаниям был составлен обобщенный портрет инопланетного существа, то им оказался некий гуманоид с хилым телом, большой и лысой головой, заостренными ушами и жутковатым пронзительным взглядом, одетый… в костюм вполне земного космонавта.



Здесь перемешались ненаучные представления о будущей биологической эволюции человека, традиционные образы чертей, стереотип «супермена» из комиксов и сведения об экипировке членов экипажей земных космических кораблей.

Ни грана новой информации, а лишь фантастическая комбинация элементов известного. Именно этими качествами всегда отличалась фантазия, будь то в мифологии или в художественной литературе и искусстве. Подобно тому, как в средневековье люди охотно изображали самых разных “фантастических” существ типа единорога (лошадь с рогом) или грифона (гибрид льва и орла) – при всей “фантастичности” представляющих собой обычную комбинацию двух-трех вполне известных и привычных животных.

Заметьте – никто, совершенно никто из самых смелых “фантастов” того времени не додумался до реально существующего (но совершенно неизвестного) кенгуру или жирафа!

В наше время, казалось бы, мифотворчество безвозвратно ушло в далекое прошлое. Однако оно продолжается и в наше время.

Этнограф Валерий Санаров провел интересное исследование, где показал, что рассказы о встречах с НЛО продолжают традицию так называемых «быличек» древних, да и не очень древних повествований о столкновении человека с «потусторонним» миром ведьм, чертей, леших, привидений.

Санаров подмечает, например, такие общие черты:

  • подчеркивание невероятности происшествия и вместе с тем его якобы достоверности;
  • внезапность появления «объекта»;
  • ночная тьма и уединенность места действия как наиболее частая обстановка происшествия;
  • страх, бессилие, «окаменение» субъекта происшествия;
  • очень быстрое, внезапное исчезновение «объекта».

Так что хладнокровное исследование этих феноменов не действительности, а сознания и психологии показывает, что мифотворчество способно существовать и в наше время.


Оригинал: cosmonautics.ru


Список источников литературы