Ракеты-носители семейства «Циклон» (Циклон-2, Циклон-3, Циклон-4)
«Циклон-2» - одна из самых надежных советских ракет-носителей, созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36, известной как «Сатана»
Советская ракета-носитель “Циклон-2” была разработана в ОКБ-586 (ныне Конструкторское бюро “Южное”) под руководством Михаила Кузьмича Янгеля на базе тяжелой глобальной ракеты Р-36орб (Орбитальной).
Военное прошлое ракеты-носителя «Циклон»: глобальная ракета Р-36орб
Уже по одному названию понятно, что Р-36орб была ракетой особенной. В отличие от традиционных МБР (межконтинентальных баллистических ракет), “глобальная” ракета не двигалась к цели по баллистической траектории в верхних слоях атмосферы, а сперва выводила боеголовку с ядерным зарядом в космос, откуда их потом можно было без проблем направить к практически любой цели.
Такой подход обеспечивал практически неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для межконтинентальных баллистических ракет, и, кроме того – возможность поражения одной и той же цели с нескольких противоположных направлений.
Постановление правительства о создании ракеты Р-36орб вышло 16 апреля 1962 года, а уже в декабре 1965 года начались ее летно-конструкторские испытания. В ноябре 1969 года эта ракета была принята на вооружение. Ракета Р-36-О использовала самовоспламеняющиеся компоненты топлива (АТ+НДМГ) и при своем создании потеснила последнюю боевую ракету Сергея Павловича Королева – глобальную ГР-1.
Помимо орбитального варианта ракеты Р-36орб правительственным постановлением 1962 года предусматривалась разработка и тяжелой межконтинентальной ракеты Р-36. Ее ЛКИ начались в 1963 году на Байконуре, а серийное производство – в декабре 1965 года.
Ракеты Р-36 и Р-36-О послужили основой для создания космических носителей для запуска спутников военного назначения. Эскизное проектирование этих носителей, получивших впоследствии названия “Циклон” (по терминологии КБЮ “Циклон-2А”) и “Циклон-2”, началось в марте 1966 года.
Ракета-носитель семейства «Циклон»
Летно-конструкторские испытания ракеты-носителя “Циклон” начались в августе 1967 года (было 8 пусков, все успешные), а “Циклон-2” – в августе 1969 года. В дальнейшем применялась только ракета-носитель “Циклон-2”. Данный носитель отличается беспрецедентной надежностью. К 1 июля 1997 года запущена 101 ракета. Все пуски – успешные.
2 января 1970 года было принято постановление о разработке трехступенчатого варианта носителя на базе РН “Циклон-2” и ступени С5М. Его ЛКИ проходили с 24 июня 1977 года по 12 февраля 1979 года (было 6 пусков) на космодроме Плесецк. “Циклон-3” был принят на вооружение и до сих пор эксплуатируется.
При создании ракетно-космического комплекса “Циклон” были внедрены новые подходы к организации работ по подготовке к пуску РН. Толчком к этому послужила страшная трагедия, разыгравшаяся 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура при подготовке к пуску прототипа стратегической ракеты Р-16, разработанной в КБЮ. При взрыве ракеты на старте сгорели 59 человек, включая Главкома РВСН, Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. Еще 32 ракетчика скончались от ожогов в госпитале.
Чудом оставшийся тогда в живых М.К.Янгель сформулировал упорно внедряемую затем в жизнь конструкторского бюро “Южное” концепцию “безлюдного” старта, нашедшую яркое воплощение в комплексах “Циклона” и “Зенита”. Совместно с разработчиком стартового комплекса – КБ Транспортного машиностроения – днепропетровским конструкторам удалось полностью автоматизировать процесс подготовки и пуска этих РН. Создание автоматизированного ракетно-космического комплекса “Циклон” вывело отечественное космическое ракетостроение к середине 60-х годов на новый качественный уровень. И до настоящего времени этот комплекс не имеет аналогов за рубежом по своим эксплуатационным характеристикам.
Стартовый и технический комплексы РН “Циклон-2” были развернуты на площадках 90 и 92 “левого” фланга космодрома Байконур. На них ранее проходила ЛКИ ракета УР-200, разработанная в фирме В.Н.Челомея.
А для ракеты-носителя “Циклон-3” наземный комплекс был развернут на космодроме Плесецк.
Производство всех основных элементов добротных РН “Циклон-2” и “Циклон-3” осуществлялось на территории нынешней Украины – конструкции и двигатели в Днепропетровске, а системы управления – в Харькове. Это обстоятельство в современных условиях делает перспективы РН “Циклон-2” и “Циклон-3” достаточно туманными.
Семейство ракет-носителей «Циклон»
Циклон-2
Первый запуск РН состоялся в 1969 году, а в 1975 году ракета была принята на вооружение. Конструкция носителя позволяет выводить космические аппараты на энергетически оптимальные круговые и эллиптические траектории.
Последний запуск ракеты-носителя «Циклон-2» состоялся 25 июня 2006 года. За время эксплуатации было осуществлено 106 пусков данного варианта ракеты, все успешные. Единственная ракета-носитель в мире с подобным результатом при более чем ста пусках.
Циклон-3
Первый запуск трёхступенчатой ракеты-носителя (11К68) осуществлён в июне 1977 года. Последний, 122-й был выполнен с космодрома «Плесецк» 30 января 2009 года. 7 пусков РН «Циклон-3» были неудачными.
Стартовая масса: 187 т. Масса выводимой полезной нагрузки: Нкр = 200 км — 3,6 т.; Нкр = 1000 км — 2,5 т.
Циклон-4
РН «Циклон-4» является улучшенным вариантом трёхступенчатой ракеты-носителя Циклон-3. Из-за ряда проблем, в том числе с финансированием проекта, первый старт ракеты неоднократно откладывался. Сначала он намечался на 2010 год, позже перенесён на 2013 год, затем на 2014 год, но в итоге до сих пор не состоялся. Проект отменен.
Циклон-4М
Совместный украино-канадский проект. После анализа требований рынка космических запусков была начата разработка ракеты-носителя среднего класса для осуществления коммерческих миссий по запускам космических аппаратов массой до 5 тонн на низкую околоземную и до 3,4 тонны на солнечно-синхронную орбиты.
Характеристики ракеты-носителя “Циклон-2”
Стартовая масса, т | 176 |
Сухая масса (с головным обтекателем), т | 11,6 |
Масса полезного груза, выводимая на круговую орбиту высотой 200 км с наклонением 51 град., | т 2,9 |
Длина (без головного блока), м | 28,3 |
Наибольший поперечный размер, м | 3,6 |
Количество ступеней | 2 |
Первая ступень | |
Компоненты топлива: | |
– окислитель | АТ |
– горючее | НДМГ |
Стартовая масса, т | 122,3 |
Сухая масса, т | 6,4 |
Длина , м | 18,9 |
Наибольший поперечный размер, м | 3,6 |
Диаметр топливных баков, м | 3,0 |
Маршевый двигатель | РД-261 |
Тяга на Земле, кН | 2364 |
Тяга в пустоте, кН | 2643 |
Удельный импульс на Земле, Нс/кг | 2645 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 2957 |
Рулевой двигатель | РД-68М |
Тяга на Земле, кН | 285 |
Тяга в пустоте, кН | 328 |
Удельный импульс на Земле, Нс/кг | 2492 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 2865 |
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с | 120 |
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с | до 125 |
Вторая ступень | |
Компоненты топлива: | |
– окислитель | АТ |
– горючее | НДМГ |
Стартовая масса, т | 49,3 |
Сухая масса, т | 3,7 |
Длина, м | 9,4 |
Наибольший поперечный размер, м | 3,45 |
Диаметр топливных баков, м | 3,0 |
Маршевый двигатель | РД-262 |
Тяга в пустоте, кН | 941 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 3116 |
Рулевой двигатель | РД-69М |
Тяга в пустоте, кН | 54,3 |
Удельный импульс в пустоте, Нс/кг | 2752 |
Продолжительность работы маршевого ЖРД, с | 160 |
Продолжительность работы рулевого ЖРД, с | до 163 |
Точность выведения | |
По высоте, км | до 30 |
По периоду обращения, с | до 15 |
По углу наклонения орбиты, угловых минут | до 4 |