Топ-10 самых впечатляющих аварий космических кораблей
В списке погибших людей связанных с космосом - 15 астронавтов, 4 космонавта и около 300 человек наземного персонала. Вспоминаем самые крупные катастрофы в истории космонавтики за прошедшие 60 лет: «Авангард TV 3» - Р-16 - «Маринер-1» - «Союз-1» - Н-1 - «Союз-11» - Восток-2М - «Союз Т-10-1» - «Челленджер» - «Великий поход-3B» - «Колумбия» - VLS-1
В отличие от простых и дешевых решений, в космонавтике все же принято полагаться в основном на дорогие и сложные. Ещё бы, ведь взрыв ракеты-носителя, наполненной сотнями тонн ракетного топлива – штука очень и очень серьезная, поэтому за тем, чтобы свести к минимумы нештатные ситуации, следят очень тщательно.
Однако, история освоения космоса все же не обходится без нештатных ситуаций. Ракеты-носители не смотря на все проверки и перестраховки взрываются, спутники стоящие миллионы долларов превращаются в металлолом, производители подсчитывают убытки. Сегодня я напомню вам о десяти самых известных катастрофах ракет-носителей, каждая из которых или повлекла за собой гибель людей, катастрофические разрушения или была причиной грандиозного провала целой космической программы. Итак, встречайте Топ-10 самых впечатляющих аварий космических ракет за последние полвека.
При этом, стоит сделать оговорку касающуюся человеческих жизней. Спустя 60 лет после начал космических полетов, скорбный список жертв неудачных “космических” запусков не так уж мал, в нем значаться 15 астронавтов и 4 космонавта. Однако, если учитывать гибель наземного персонала, это число увеличивается до 330 человек. Не забывайте о том, что за научный прогресс человечество расплачивается жизнями тех, кто стоит на острие этого прогресса.
“Авангард” оказавшийся “Флопником”
В самом начале космической гонки, в 4 октября 1957 году, Советский Союз успешно запустил в космос искусственный спутник Земли «Спутник-1». У США на это был готов ответ – свой “спутник”, доставить который на орбиту должна была американская ракета-носитель «Авангард TV 3».
Надо сказать, что к тому времени «Авангард» уже прошел все испытания и 3 раза вполне успешно поднимался в воздух, правда без груза на борту.
Американский ответ СССР был запланирован на 6 декабря 1957 году. При большом стечении народа «Авангард» поднялся над стартовой площадкой на метр, накренился и рухнул вниз, практически уничтожив стартовую площадку. Что интересно – спутник при этом не был уничтожен, так как был отброшен взрывом в сторону. Из зрителей никто не пострадал.
Американские СМИ как могли прошлись по данной неудаче, придумывая все более и более остроумные варианты названия неудачного запуска, наиболее прижившимся из которых (по созвучности со “Спутником”), стал “Флопник”, то есть “плюхник”.
Первый американский спутник «Эксплорер-1» в итоге, был запущен 1 февраля 1958 года. Катастрофа «Авангарда» же послужила одной из причин создания NASA — единого агентства, призванного взять под свой контроль разрозненные на тот момент американские космические программы.
Черный день космонавтики: катастрофа Р-16 на Байконуре
24 октября 1960 года на космодроме Байконур проводилась подготовка испытательного запуска баллистической ракеты Р-16. Старт был приурочен к очередной годовщине Октябрьской революции, потому подготовка велась в авральном режиме, с нарушением практически всех возможных правил техники безопасности.
После того, как была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в ноль программного токораспределителя, произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени, который привел к мгновенному взрыву ракеты.
Формально это событие сложно отнести к космическим запускам. Однако стоит напомнить, что в те годы зачастую было весьма сложно провести грань между военными программами и космонавтикой. К тому же, взрыв ракеты не только разрушил весь стартовый стол №41, но и привел к огромному количеству жертв — по официальным данным, погибло 74 человека, включая главнокомандующего ракетными войсками маршала Неделина.
Данная катастрофа стала одной из крупнейших за всю историю мирового ракетостроения. С тех пор 24 октября считается черным днем космонавтики, и запуски на Байконуре в этот день не производятся.
«Маринер-1» или самый дорогой пропущенный дефис в истории
22 июля 1963 года космический аппарат «Маринер-1» должен был стать первым космическим аппаратом направленным для исследования другой планеты – Венеры.
Однако, вскоре поле старта антенна ракеты потеряла связь с наводящей системой на Земле. В результате управление взял на себя бортовой компьютер, программа которого содержала ошибку — потерянную черту над одним из символов, которая с подачи СМИ превратилась в «пропущенный дефис».
Неправильная программа привела к тому, что ракета сбилась с курса и была уничтожена по команде с Земли через 293 секунды после старта. Ущерб составил 18,5 миллионов долларов — с учетом инфляции ныне эта сумма была бы равна 135 миллионам долларов. Большая цена за один пропущенный символ.
От очередного обидного прозвища в духе “флоппника”, проект спас “двойник” “Маринера-1”, “Маринер-2”, успешно стартовавший через несколько дней и с честью выполнивший поставленную задачу. Интересно, что по некоторым данным, злополучный дефис был не при чем: программа полета ракеты-носителя была написана на языке программирования ФОРТРАН и кто-то из операторов по ошибке поставил точку вместо запятой в выражении. Думаю, программисты больше поверят в этот вариант.
Первая космическая смерть
24 апреля 1967 г. СССР понес первую человеческую потерю в космосе. Космический корабль «Союз-1» из-за неполадок на борту досрочно завершил программу полета, но после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы.
До сих пор точно неизвестно почему это случилось, но вытяжной парашют на высоте 7 км не смог вытянуть из лотка основной парашют; при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной системы.
В итоге капсула спускаемого аппарата ударилась о землю со скоростью около 50 м/с, что привело к мгновенной гибели космонавта. Гибель космонавта Владимира Михайловича Комарова стал первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики.
Катастрофа “Царь-ракеты”
Июль 1969 года. Всем участникам советской лунной программы уже давно понятно, что гонка века проиграна и вскоре американские астронавты высадятся на Луне. Но это не означает конец советской лунной программы: полным ходом продолжаются работы над сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1, которая сможет через несколько лет доставить на Луну советских космонавтов. Параллельно прорабатываются планы по созданию советской лунной базы «Звезда». Все зависит от успеха H-1.
Однако запуск Н-1, который происходит 3 июля 1969 г., закончился катастрофой. Ракета успела взлететь всего на 200 метров, после чего началось отключение двигателей. В итоге 1800 тонная махина рухнула на стартовый стол, полностью его уничтожив и серьезно повредив другую стартовую площадку. К счастью в этот раз обошлось без жертв.
Этот взрыв стал крупнейшим в истории ракетостроения и одним из мощнейших неядерных взрывов всех времен. Следующий запуск Н-1 состоялся только через год и тоже закончился неудачей, как впрочем и последующий. В итоге советским космонавтам так и не удалось добраться до Луны.
Загадочная гибель на спуске
30 июня 1971 г., после штатно отработанной программы на долговременной космический станции “Салют-1”, при спуске на Землю, погиб в полном составе экипаж космического корабля “Союз-11” (Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев).
При этом спускаемый аппарат приземлился без всяких видимых повреждений, штатно, правда в 2000 км от расчетного места. Что именно произошло на борту остается непонятным – связь с экипажем прервалась сразу после входа в атмосферу.
В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны, и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении.
По официальной версии – один из клапанов предназначенный для выравнивания давления внутри аппарата, открылся на слишком большой высоте из-за раннего срабатывания пиропатрона, кабину корабля наполнил туман, и космонавты не смогли закрыть клапан вовремя, так как им пришлось потратить время на отстегивание привязных ремней, к тому же в условиях болевого шока от острой декомпрессионной болезни.
Катастрофа на космодроме Плесецк
18 марта 1980 года на космодроме Плесецк велась подготовка к запуску ракеты-носителя Восток-2М. Ракета должна была вывести на орбиту разведывательный спутник типа «Целина-Д».
По показаниям очевидцев, во время заправки ракеты произошла вспышка в районе третьей ступени. Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар, приведший к гибели 48 человек.
По официальной версии причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета».
Так ли было на самом деле мы уже никогда не узнаем, так как все, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой в ходе одного из самых страшных взрывов в истории космонавтики.
Чудесное спасение из огненной ловушки
Не все космические катастрофы приводили к жертвам. Случай, произошедший 26 сентября 1983 года, до сих пор считается примером одного из самых удивительных спасений в истории космонавтики.
В тот день к орбитальной станции «Салют-7» должен был отправиться корабль «Союз Т-10-1» с экипажем в составе Владимира Титова и Александра Сереброва. Однако, менее чем за минуту до начала запуска на ракете-носителе вышел из строя клапан, отвечавший за смазку в системе подачи топлива, что привело к возгоранию ракеты. За 10 секунд до старта операторы задействовали систему аварийного спасения, которая отстрелила спускаемый аппарат с экипажем. Еще через две секунды ракета полностью развалилась.
В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта.
Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Но несмотря на огромные перегрузки космонавты не пострадали. В истории космонавтики это единственный случай использования аварийной системы спасения космонавтов.
Катастрофа «Челленджера»
28 января 1986 года. Программа «Спейс Шаттл» скоро отметит пятую годовщину с момента начала пилотируемых полетов. Шаттлы уже слетали в космос 24 раза, причем 9 полетов состоялось в предыдущем году и NASA намеревается увеличить этот показатель.
Юбилейный 25-й запуск пользуется повышенным вниманием и по другой причине: в составе экипажа из семи астронавтов находится Криста Макней, которая должна стать первой учительницей в космосе.
Однако из-за аварии твердотопливного ускорителя на 73-й секунде полета происходит взрыв, который уничтожает «Челленджер».
Как показало дальнейшее расследование, капсула с экипажем уцелела при взрыве — и как минимум несколько астронавтов еще были живы, когда она ударилась о воду. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного спасения, так что у астронавтов не было никаких шансов. В итоге полеты всех шаттлов были приостановлены на 32 месяца. После их возобновления челноки уже никогда не летали с той же интенсивностью, как до катастрофы «Челленджера».
Погибли в тот день: Грегори Брюс Джарвис, Криста Макнейр, Роналд Эрвин Маколифф, Эллисон Онидзука, Джудит Арлен Резник, Майкл Джон Смит, Фрэнсис Ричард Скоби.
Сичанская трагедия
Возможно, что самая крупная катастрофа в истории освоении космоса произошла 14 февраля 1996 года, во время первого запуска китайской ракеты «Великий поход-3B», которая должна была вывести на геостационарную орбиту спутник Интелсат-708.
Сразу же после старта с космодрома Сичан ракета отклонилась от траектории и вскоре рухнула на расположенную рядом деревню.
Официальный Пекин объявил о 6 погибших и 57 раненых жителях — но практически все независимые источники сходятся во мнении, что на самом деле счет погибших вполне мог идти на сотни.
Гибель “Колумбии” – конец эры “шаттлов”
На первый взгляд, очередной, уже 28-й запуск шаттла Колумбия, состоявшийся 16 января 2003 года, прошел как положено.
Правда, при анализе видеозаписи старта инженеры обратили внимание на то, что от изоляции внешнего топливного бака оторвался кусок пены, который затем ударил по крылу челнока. Однако такие инциденты случались и ранее без каких-либо последствий, и потому руководство NASA не обратило внимания на просьбы инженеров провести дополнительное исследование крыла на орбите. Это был лишь кусок пены.
Развязка наступила 1 февраля 2003 года, когда «Колумбия» вошла в атмосферу и вскоре рассыпалась на несколько тысяч обломков.
Проведенное расследование показало, что удар злополучного куска пены по левому крылу шаттла привел к образованию бреши, в которую при посадке «Колумбии» на высоте примерно 42 километров ворвались раскаленные газы. Через 24 секунды после этого кабина, в которой находился экипаж, взорвалась.
Эта катастрофа фактически положила конец программе «Спейс Шаттл»: после возобновления полетов оставшиеся в строе челноки помогли достроить МКС и в очередной раз отремонтировать телескоп Хаббл, после чего в 2011 году навсегда ушли на покой.
Члены экипажа “Колумбии”: Рик Даглас Хасбанд, Уильям Камерон Маккул, Майкл Филлип Андерсон, Дэвид Макдауэлл Браун, Калпана Чавла, Лорел Блэр Сэлтон Кларк, Илан Рамон
Катастрофа на космодроме Алкантара
25 августа 2003 года печальный список стран, заплативших кровью за попытку дотянуться до звезд, пополнила Бразилия.
На то время страна активно развивала свою космическую программу. Бразильские инженеры пытались довести до ума твердотопливную ракету-носитель VLS-1, которая должна была вывести Бразилию в престижный клуб стран, способных самостоятельно запускать спутники.
25 августа во время подготовки к запуску VLS-1, без каких-либо видимых причин заработал двигатель одного из четырёх блоков первой ступени ракеты. Огненный факел поджёг соседние двигатели и через несколько секунд ракета взорвалась, убив 21 и ранив свыше 20 человек.
Взрыв сравнял с землёй пусковую установку ракеты, превратив конструкцию высотой в 10 этажей в груду искореженного металла. Бразильское космическое агентство до сих пор не смогло полностью оправиться от этой катастрофы, и пока что так и не произвело ни одного самостоятельного запуска.
Источник: на основе схожей статьи с сайта http://universeru.com
Только в заголовке не "Колымбия", а правильно "Колумбии".