Устройство долговременной орбитальной станции «Салют-1» - Экипажи и исследовательская работа космической станции «Салют-1» - Завершение работы станции

Советская орбитальная космическая станция «Салют-1» стала первой в мире т.н. “долговременной орбитальной станцией” (ДОС), в отличие от ранних пилотируемых орбитальных станций (ПОС) имевшая шлюз для пристыковки грузового космического корабля, и таким образом получавшая автономность и фактически не ограниченный техническими условиями срок пребывания на орбите.

Советская долговременная орбитальная космическая станция «Салют-1» (1971 г.)

Советская долговременная орбитальная космическая станция «Салют-1» (1971 г.)

Устройство долговременной орбитальной станции «Салют-1»

Технически, орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков: двух герметичных (переходной и рабочий) и негерметичного агрегатного.

Переходной отсек станции «Салют-1»

В переходном отсеке был шлюз для пристыковки космического корабля и люк для перехода в рабочий отсек станции. Здесь же в переходном отсеке размещались пульт управления станции, элементы систем жизнеобеспечения и терморегулирования, внутренние блоки звездного телескопа “Орион”, гамма-телескоп “Анна-III”,черенковско-сцинтилляционный телескоп для исследования потоков заряженных частиц, фотокамеры, блоки для биологических экспериментов.

С наружной стороны переходного отсека находились панели солнечных батарей, наружные блоки телескопа “Орион”, антенны, датчики системы ориентации.

Рабочий отсек станции «Салют-1»

Рабочий отсек “Салюта-1” состоял из двух цилиндров, соединенных конической частью. В рабочем отсеке находились пульты управления бортовыми системами, кресла космонавтов, 15 иллюминаторов, научная аппаратура, теле- и кинокамеры, радиотехническая аппаратура, системы управления бортовым комплексом, энергопитания, ориентации и управления движением, телеметрии.

В рабочем отсеке размещались также ряд специализированных рабочих постов, предназначенных для научных исследований, запасы пищи и воды, “бегущая доржка” для тренировки космонавтов.



Снаружи рабочего отсека были установлены панели радиаторов системы терморегулирования, антенны систем связи и радиотелеметрии.

Стыковка станции «Салют-1» (справа) и космического корабля «Союз» (слева)

Стыковка станции «Салют-1» (справа) и космического корабля «Союз» (слева)

Агрегатный отсек и энергетическая установка станции «Салют-1»

В “хвостовой” части станции “Салют-1” был установлен модифицированный агрегатный отсек корабля “Союз”, предназначенный для размещения топливных баков и бортовых двигателей.

Основным источником энергии на “Салют-1” были солнечные батареи общей площадью – 42 квадратных метра. На первом “Салюте” было смонтировано четыре солнечных батареи : 2 на внешней поверхности переходного и две на внешней поверхности агрегатного отсека.

Кроме того, после стыковки транспортного корабля со станцией их системы электроснабжения объединяются, и солнечные батареи космического корабля также подают энергию в сеть станции.

Экипажи и исследовательская работа космической станции «Салют-1»

Первый экипаж (“Союз-10” : В.А.Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников) стартовал к космической станции “Салют-1” 23 апреля 1971 г. Старт был намечен на день раньше, но пришлось перенести его из-за нештатной ситуации : после объявления пятиминутной готовности одна из мачт не отошла от ракеты, хотя команда на ее отход была выдана. В момент старта мачта могла бы упасть сама, такие случаи бывали, но могла бы не отойти и пропороть обшивку ракеты. Жизнью экипажа решили не рисковать, и космонавты были эвакуированы из корабля.

На следующий день старт благополучно состоялся, корабль вышел на орбиту и через сутки сблизился со станцией. Казалось бы, стыковка прошла штатно: сработали замки сцепления, произошло стягивание, а затем и жесткая сцепка “Союза” с “Салютом”.
Но телеметрия показывала, что стыковочный узел негерметичен, и открывать люк нельзя. Земля приняла решение расстыковываться и возвращаться. С отстыковкой также возникли проблемы: она удалась только с третьей попытки.

Работу на “Салюте” предстояло начать следующему экипажу (Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин). Но за три дня до старта, во время прохождения предполетной медкомиссии, у Кубасова было обнаружено затемнение в легких. Госкомиссия отстранила от полета Кубасова, а вместе с ним и весь экипаж. На станцию отправился третий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева (экипаж “Союз-11”).

Экипаж «Союз-11»: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев

Экипаж «Союз-11»: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев

6 июня 1971 г. “Союз-11” вышел на орбиту, успешно состыковался со станцией, экипаж и начал работу на борту. Около трех дней космонавты занимались расконсервацией станции, настройкой и подготовкой к работе научной аппаратуры.

Космонавты тщательно проверили все системы и агрегаты станции, провели эксперименты по ручному управлению комплексом, автономной навигации, корректировке орбиты, ручной ориентации панелей солнечных батарей. На борту “Салюта” впервые был испытан широкоугольный визир, предназначенный для точной ориентации по Солнцу и планетам.

С помощью гамма-телескопа космонавты измеряли интенсивность, угловое распределение, спектр и другие характеристики первичного космического излучения, а с помощью “Ориона” изучали спектральный состав излучения некоторых звезд.

Были проведены также исследования геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, снежного и ледового покрова. Космонавты сделали большое количество мелкомасштабных (для фиксации кратковременных и сезонных явлений) и среднемасштабных (для получения детальных характеристик структуры рельефа и природных ландшафтов) фотоснимков Земли. Был выполнен также комплекс важнейших медико-биологических исследований, в частности, изучено влияние на человеческий организм длительной невесомости, испытаны специальные нагрузочные костюмы, измерен радиационный фон вокруг станции.

Завершение работы космической станции “Салют-1”

Полностью выполнив программу полета, при возвращении на Землю экипаж первой долговременой орбитальной станции погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата.

После выяснения причины гибели космонавтов состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение временно прекратить полеты и модифицировать космический корабль “Союз”. Дальнейшие полеты космонавты должны были совершать только в скафандрах, и поэтому экипаж “Союза” сокращался до двух человек. Учитывая это, из второго и четвертого экипажей, готовящихся к полетам на ОC, были выведены космонавты-исследователи П. Колодин и А. Воронов.

Станция “Салют” больше не принимала на своем борту космонавтов. Пока производились доработки космических кораблей, “Салют” совершал полет в автоматическом режиме.

11 октября 1971 г. он сошел с орбиты и прекратил свое существование.

Источник: компиляция из открытых источников сети интернет, в том числе публикации Анны Горелышевой, журнал “Космос”, 2012 г.